Бюджет продаж представляет собой результат обсуждения управляющими, аналитиками и персоналом отдела маркетинга планов реализации продукции предприятия. Планирование продаж — это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: историю продаж, общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, конкуренцию, наличие ограничений со стороны государства и т.д.
На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж (табл. 5.13).
Таблица 5.13
Бюджет продаж
Продукция | Количество, шт. | Цена за единицу, руб. | Итого, руб. |
Платья | 5 000 | 3 000 000 | |
Костюмы | 1 000 | 800 000 | |
Всего | - | - | 3 800 000 |
Для того чтобы иметь возможность продать планируемое количество швейных изделий, АО «Красная игла» должно их сшить. Следовательно, в этом случае необходим бюджет производства.
Разработка бюджета производства
Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством предприятия.
|
|
Бюджет производства составляется как в натуральных, так и в стоимостных (денежных) единицах.
Объем производства в натуральных единицах (шт.) рассчитывается следующим образом:
Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас
готовой продукции на конец года - Запас готовой продукции
на начало периода.
Как отмечалось ранее, начальные запасы платьев составили 100 шт., костюмов — 50 шт. (см. табл. 5.12). Руководство предприятия в своих планах утвердило величину запасов готовой продукции на конец отчетного периода соответственно на уровне 1100 и 50 ед. (см. табл. 5.6).
Значит, бюджет производства имеет следующий вид (табл. 5.14).
Для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов.
Таблица 5.14
Бюджет производства в натуральных единицах
Показатель | Продукция | |
платья | костюмы | |
Продажи по плану | 5 000 | 1 000 |
+ Планируемые запасы на конец периода | 1 100 | |
Всего необходимо | 6 100 | 1 050 |
- Запасы на начало периода | ||
Планируемое производство | 6 000 | 1 000 |
В связи с этим следующий этап подготовки генерального бюджета —составление частных бюджетов: бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.