Структура главного бюджета




Рассмотрим порядок разработки главного бюджета на конкретном примере.

Пусть: предприятие выпускает 2 вида продукции А и В. Период бюджетирования – месяц.

1 шаг: Бюджет продаж

Данный бюджет готовит отдел маркетинга. Бюджет продаж является основным в структуре главного бюджета, так как он является отправной точкой для разработки всех последующих бюджетов.

Проектирование продаж осуществляется после анализа и обсуждения таких факторов, как:

· объем продаж предшествующего периода;

· экономические и производственные условия;

· зависимость продаж от валового национального продукта, уровня личных доходов, занятости населения;

· относительная прибыльность продукции (по величине «сумм покрытия» и «долей покрытия»);

· исследование рынка;

· политика цен;

· реклама;

· конкурентоспособность продукции;

· конкуренция;

· сезонные колебания;

· производственные мощности и т.д.

При прогнозировании объема продаж можно использовать функциональные и статистические методы, а также групповые методы принятия решений.

Таблица 4.1

Бюджет продаж на ………..месяц………год

Наименование продукции Количество реализованной продукции (), шт. Цена без НДС, руб/шт Чистая выручка, тыс. руб НДС, тыс. руб Общая выручка, тыс. руб
           
А     3,36 604,8  
В          
Итого - - 3,66    

Шаг 2. Бюджет производства и бюджет переходящих запасов

Переходящие запасы включают запасы готовой продукции на складе и запасы незавершенного производства.

Бюджет переходящих запасов рассматривается на основе бюджета продаж, данных об остатках готовой продукции на складе на начало периода (), данных об остатках НЗП на начало периода (данные инвентаризации НЗП) - и информации о скорости оборачиваемости каждого вида оборотных активов.

См. табл. 4.2.

, где

- средний срок хранения на складе i-ой продукции, дн.;

Таблица 4.2

Бюджет производства и переходящих запасов на …………месяц……….года

Наименование продукции Количество реализованной продукции (), шт Срок хранения на складе, дн. Запасы готовой продукции на складе, шт. Товарная продукция (), шт. Длительность цикла производства (), дн. Коэффициент готовности НЗП, % Запас НЗП, шт. Валовая продукция (), шт.
                     
А             0,6 38,7   421,7
В             0,6 31,92   291,92

Т – длительность планового периода, (дн.) Т=30 дн.

, где

- коэффициент готовности НЗП (условно можно применять =50%)

;

Шаг 3. Бюджет материалов

Бюджет составляется в натуральном и стоимостном выражении и определяет объем и стоимость закупок основных материалов.

Пусть для производства изделий А и В необходимо два вида основных материалов ().

Таблица 4.3

Бюджет материалов на ……….месяц……..год

Наименование материалов Расход материала на изделие А, кг Расход материала на изделие В, кг Итого потребность в материале, кг Запас материала, кг Объем закупок, кг Цена за кг, руб/кг Стоимость закупок, тыс. руб
на единицу на на единицу на конец месяца начало месяца
                     
А 1,5   1,0     113,6 70,0      
В 0,01 1,18 0,02 6,2 7,38 1,7 12,0      
Итого - - - - - - - - -  

Объем закупок () определяется следующим образом:

, где

- потребность в материалах на расход, кг;

- остаток материалов на конец месяца, кг;

- остаток материала на начало месяца, кг (остатки начала периода задаются, исходя из данных инвентаризации).

Остатки материалов на конец периода рассчитываются по формуле:

, где

- средний срок хранения материалов на складе ( = 7 дней).

Шаг 4. Трудовой бюджет на …..месяц……..год

В трудовом бюджете рассчитывается основная заработная плата основных производственных рабочих, которая определяется на основе трудоемкости и средней часовой тарифной ставки.

Таблица 4.4.

Трудовой бюджет на ……месяц….Год

Наименование продукции Трудоемкость, час Средняя , руб/час Прямые затраты на ЗП на 1 шт, руб Заработная плата, тыс. руб.
           
А          
В          
Итого - - -    

Шаг 5. Бюджет общепроизводственных расходов

Сумма общепроизводственных расходов зависит от состава затрат и от их поведения относительно объема производства.

Таблица 4.5.

Бюджет общепроизводственных расходов на …месяц…год

Статьи Сумма, руб.
на 1 нормо-час На трудоемкость валовой продукции (Т)
     
Переменная часть (руб)
1)Эксплуатация оборудования    
2)Износ инструмента 2,1  
Итого переменных затрат 16,1  
Постоянная часть (руб)
1)Содержание АУП  
2)Амортизация ОПФ  
3)Текущий ремонт ОПФ  
4)Эксплуатация здания  
5)Износ МБП  
Итого постоянных расходов  
Всего общепроизводственных расходов (тыс. руб)  

Трудоемкость валовой продукции определяется следующим образом:

, где

- трудоемкость изготовления i-го изделия (данные трудового бюджета), час.

Шаг 6. Бюджет цеховой себестоимости

Исходными данными для разработки бюджета цеховой себестоимости является бюджет материалов, трудовой бюджет и бюджет общепроизводственных расходов.

Таблица 4.6.

Бюджет цеховой себестоимости ………месяц……год

Статьи затрат Продукция А Продукция В Итого, тыс. руб.
на ед., руб. на , тыс. руб. на ед., руб. на , тыс. руб.
           
Прямые переменные затраты
1.Основные материалы   35,99   65,1 101,09
- h1 15*200=300 35,4     97,4
- h2 0,01*500=5 0,59   3,1 3,69
2.Заработная плата основных производственных рабочих   28,32   111,6 139,92
3.Социальный налог ( =36%) 86,4 10,20 129,6 40,18 50,38
Итого переменные затраты 631,4 74,51 699,6 216,88 291,39
Переменные общепроизводственные расходы
1.Эксплуатация оборудования   18,88   74,4 93,28
2.Износ инструмента 5,44 0,64 8,16 2,53 3,17
Итого переменные общепроизводственные расходы 165,44 19,52 248,16 76,93 96,45
Всего переменных затрат 796,84 94,03 947,76 293,81 387,84
Постоянные общепроизводственные расходы
1.Содержание АУП - - - - 48,0
2.Амортизация ОПФ - - - - 12,0
3.Текущий ремонт ОПФ - - - - 8,6
4.Эксплуатация здания - - - - 20,0
5.Износ МБП - - - - 0,6
Итого постоянные общепроизводственные расходы - - - - 89,2
Всего цеховая себестоимость - - - - 477,04
             

Шаг 7. Бюджет общехозяйственных расходов

Статьи данного бюджета, в основном, не зависят от объема производства, поэтому рассчитываются общей суммой за период.

Таблица 4.7.

Бюджет общехозяйственных расходов на …………месяц……..год

Статьи затрат Сумма, тыс. руб
А. Расходы на управление 140,56
Б. Общехозяйственные расходы 162,12
В. Налоги, отчисления 8,32
Всего 311,0

Шаг 8. Бюджет коммерческих расходов

Переменная часть коммерческих расходов рассчитывается на объем реализации (продаж) каждого изделия, а постоянная часть общей суммой за рассматриваемый период.

Таблица 4.8.

Бюджет коммерческих расходов на …….месяц…..год

Статьи затрат Продукция А Продукция В Итого, тыс. руб.
на ед., руб. на , тыс. руб. на ед., руб. на , тыс. руб.
Переменные затраты
1.Тара, упаковка 1,5 0,15 0,8 0,16 0,31
2.Транспортировка готовой продукции 3,5 0,35 5,0 1,0 1,35
3.Комиссионные (2% от объема продаж)   11,2   4,8 16,0
Итого переменных затрат   11,7 29,8 5,96 17,66
Постоянные расходы
1.Расходы на рекламу - - - - 0,9
2.Содержание службы маркетинга - - - - 1,87
Итого постоянные расходы - - - - 2,77
Всего коммерческих расходов - - - - 20,43

Шаг 9. Бюджет прибыли и убытков

Шаги 1, 6, 7, 8 содержат достаточно информации для составления бюджетного расчета о прибылях и убытков. Расчет бюджета может быть более подробным, но тогда необходимо подготовить несколько дополнительных расчетов.

Таблица 4.9.

Бюджет прибыли и убытков

Наименование показателей Данные шагов Сумма, тыс. руб.
1.Общая выручка    
2.Чистая выручка    
3.Себестоимость реализованной продукции (переменные затраты) 6, 8 796,84*100+947,76*200+17660= =286896 286,90 тыс.руб
4.Сумма покрытия расчет 513,10
5.Постоянные затраты 6, 7, 8 89,2+311,0+2,77=402,97
6.Операционная прибыль расчет 110,13

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: