Расчеты с поставщиками

Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты и доставки, по другим факторам) нужного товара, предлагаемого во многих случаях достаточно широким кругом продавцов.

В целях нормального функционирования производства при недостаточности финансовых средств от структурного подразде­ления, отвечающего за снабжение, требуется обеспечение мини­мизации стоимости закупаемого сырья и комплектующих, а так­же взаимодействия работы структурных подразделений, отвеча­ющих за работу внутризаводского транспорта и доставку грузов. Достижение этих условий возможно при:

— достаточном информационном обеспечении структурных
подразделений, отвечающих за снабжение;

— качественном и жестком нормировании расхода сырья, ма­
териалов, топлива и энергии;


188 Бюджетирование на современном предп р и яти и


Бюджетирование на современном предприятии 189



внедрении гибкой системы расчетов за сырье;

— стимулировании работников снабжения.

Эффективная деятельность структурных подразделений пред­приятия, отвечающих за снабжение, должна основываться на максимальном владении оперативной информацией о реальных поставках предприятию сырья, материалов, комплектующих из­делий и т. д. и существующих потребностях предприятия в них. В связи с этим в распоряжении этих подразделений должна нахо­диться следующая оперативная информация:

— текущая потребность в отдельных видах сырья, материа­
лов, комплектующих изделий и т. д.;

— объем запасов сырья и материалов на складе;

— объем производственного задела (незавершенного произ­
водства);

— уровень загрузки производственных мощностей;

— сроки выполнения текущих заказов.

Кроме того, независимо от размера и сферы деятельности предприятия структурные подразделения, отвечающие за снаб­жение, должны иметь:

— необходимую оперативную информацию о рынке, т. е. о
производителях сырья и материалов и их заменителей;

— оптовые цены на основные виды сырья и материалов;

— условия отгрузки сырья и материалов;

— требования к формам оплаты товаров поставщиков.

Для организации работы структурных подразделений пред­приятия, отвечающих за снабжение, целесообразно провести сле­дующие мероприятия:

— установление связей как с существующими, так и с перс­
пективными, включая зарубежных, поставщиками, в первую оче­
редь по вопросам цен и качества сырья, материалов и комплекту­
ющих изделий;

— покупка массовых видов сырья и материалов в крупной
упаковке (железнодорожные и автоцистерны; контейнеры, меш­
ки на поддонах и т. д.);

— приобретение мелких партий сырья, материалов и комплек­
тующих изделий не у производителей, поставляющих крупными
партиями, а у предприятий, продающих мелкими партиями, что
позволяет не замораживать оборотные средства;


— введение практики предпочтительной закупки сырья у пред­
приятий, осуществляющих продажу на условиях частичной пре­
доплаты, что позволяет вовлечь в оборот средства от реализации
полученной из сырья продукции;

— использование более гибкой системы поощрений и наказа­
ний в соответствии с действующим законодательством работни­
ков структурного подразделения, отвечающего за снабжение;

— выделение средств на поддержание и улучшение работы
складского хозяйства с целью снижения транспортно-заготови-
тельных расходов;

— организация единого транспортно-складского хозяйства для
структурных подразделений, отвечающих за снабжение и сбыт, в
целях использования транспорта для продаваемых и покупаемых
товаров.

Рекомендуется иметь по любому виду сырья и материалов не менее двух поставщиков. В этих целях целесообразно проведение конкурсного отбора поставщиков. Такой подход позволяет мини­мизировать потери от неизбежных срывов поставок сырья, мате­риалов, комплектующих изделий, что позволяет добиваться по­нижения цен на эту продукцию. В то же время покупка сырья, материалов и комплектующих изделий у одних и тех же постав­щиков позволяет при необходимости получить у них отсрочку платежей из-за боязни потерять покупателя. Инициатива в орга­низации нормирования сырья и материалов должна исходить от структурных подразделений, отвечающих за снабжение.

Недостаток информации о производителях сырья и материа­лов рекомендуется восполнять рекламно-информационными ма­териалами, широко издающимися различными организациями. При этом следует иметь в виду, что зарубежные фирмы зачастую указывают цены без НДС и затрат на таможенное оформление продукции. Кроме того, надо обращать внимание на соответствие качества и документального сопровождения товара действующим требованиям.

Особое значение имеет оптимальное сочетание наличных, без­наличных и бартерных расчетов. Использование наличных рас­четов должно ограничиваться особыми условиями закупки сы­рья, основных и вспомогательных материалов и т. д. (пробные, разовые закупки). Рекомендуется максимально ограничивать ис-


190 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 191



пользование бартерных расчетов при снабжении. Эта рекоменда­ция относится и к такому виду снабжения, как «давальческое сырье». Когда предприятие вынуждено идти на использование давальческого сырья, рекомендуется также по возможности при­влекать не менее двух поставщиков.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, следует выде­лить основные принципы организации снабжения предприятия:

— рекомендуется иметь несколько поставщиков по всем типам
сырья, материалов и комплектующих изделий;

— желательно знать линии снабжения поставщиков и, при
возможности, кооперироваться с организациями, поставляющи­
ми основные (ключевые) ресурсы для поставщиков;

— при наличии у предприятия достаточных средств рекомен­
дуется использовать условия «давальческого сырья» для постав­
щиков, а при хороших перспективах расширения сбыта продук­
ции — рассматривать вопрос о приобретении предприятием зна­
чительной доли в капитале поставщиков, дающей возможность
влиять на политику поставщика.

Этап сбора информации о контрагентах в рамках бюджетного планирования имеет цель определения состава потенциальных поставщиков сырья и материалов, а также основных направле­ний политики предприятия в области снабжения. С каждым по­ставщиком предприятие может иметь один или более контрактов на покупку сырья и материалов, содержащих индивидуальные параметры: базовую цену; жестко заданное изменение цен по месяцам; объем предложения поставщика или снятие ограниче­ний по объему, если предложение поставщика не ограничено или достаточно для предприятия; отсрочку платежа или требуемую предоплату; вероятность совершения сделки по данному контрак­ту (определяет приоритетность покупок при формировании бюд­жета закупок предприятия); процент оплаты деньгами и т. д. Если по контракту с поставщиком требуется производить предоп­латы, то необходимо указать авансы на конец периода, чтобы получить правильный расчет выплат последнего месяца. [5]


10. ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

(на примере производственного предприятия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: