Организационная и финансовая структуры бюджета

Рассмотрим общую организационную структуру предприятия ООО «Химпром».

Директору предприятия подчиняется главный инженер, глав­ный бухгалтер и зам. директора по экономике и финансам, отдел охраны труда, отдел кадров, хозяйственный отдел и сторожевая охрана. Кроме того, предприятие имеет два бизнес-направления производства — «Пленка» и «Пластмасса». Направление «Плен­ка» производит два вида продукции: пленку полиэтиленовую термоусадочную и пленку полиэтиленовую парниковую. Направ­ление «Пластмасса» производит четыре вида изделий из пласт­массы: два вида овощных ящиков, ведра и тазы. У каждого бизнес-направления есть свой руководитель, свой отдел сбыта (он же занимается и снабжением) и непосредственно производ­ственный цех.

На основании организационной структуры строится финансо­вая структура.

В основных моментах стратегии предприятия определено, что пред­приятию для проведения учета и анализа необходимо видеть картину по каждому бизнес-направлению и каждому подразделению.

Поэтому в качестве самого нижнего уровня финансовой струк­туры должны фигурировать подразделения предприятия — уро­вень 3.

В качестве элементов 2-го уровня фигурируют бизнес-направ­ления «Пленка» и «Пластмасса». Кроме того, есть ряд подразде­лений, обслуживающих деятельность предприятия. Это бухгал­терия, планово-экономический отдел, отдел кадров, служба глав­ного инженера, хозотдел, отдел охраны труда и охрана. Все эти подразделения в финансовой структуре объединяются в центр затрат — администрацию предприятия. Далее, в процессе опре­деления полной себестоимости затраты на содержание этих под­разделений должны быть распределены на производственные на­правления согласно выбранной базе распределения на уровне 1.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составные ча­сти бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования.


196 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 197



           
 
 
   
 
   


1. Подготовка операционного бюджета.

2. Подготовка финансового бюджета.
Операционные бюджеты:

— бюджет продаж;

— бюджет производства;

— бюджет производственных запасов;

— бюджет прямых затрат на материалы;

— бюджет прочих прямых расходов;

— бюджет производственных накладных расходов;

— бюджет прямых расходов на оплату труда;

— бюджет коммерческих расходов;

— бюджет управленческих расходов;

— прогнозный отчет о прибылях и убытках (или бюджет
доходов и расходов).

Иногда в публикациях можно встретить утверждение, что от­чет о прибылях и убытках относится к числу финансовых бюдже­тов. Для целей бюджетирования это не принципиально, можно относить его и к операционным, и к финансовым бюджетам.

К числу финансовых бюджетов относятся:

— бюджет капитальных вложений;

— прогноз отчета о движении денежных средств;

— прогноз баланса.

Операционные бюджеты составляются для отражения опера­ций, планируемых на предстоящий период. В процессе их подго­товки прогнозируемые объемы продаж и производства трансфор­мируются в количественные оценки доходов и расходов для каж­дого подразделения предприятия.

Что касается последовательности составления бюджета, то для примера принято считать, что бизнес предприятия ограничивает емкость рынка, и формирование бюджета начинается с бюджета продаж (см. рис. 23 на с. 198). На основании прогнозов по объе­мам продаж формируется бюджет доходов и одновременно можно составлять календарный план поступлений денежных средств и бюджет коммерческих расходов, который напрямую связан с бюд­жетом продаж. Зная объем продаж и остатки готовой продукции на складе на начало бюджетного периода, можно составлять бюд­жет производства. Зная объем производства готовой продукции, можно посчитать бюджеты прямых затрат на материалы, прямых


затрат труда', прочих прямых расходов и общепроизводственных накладных расходов. Эти четыре бюджета формируют производ­ственную себестоимость продукции. Кроме того, параллельно с расчетом производственной себестоимости можно формировать бюджет производственных запасов и календарный план закупок.

Именно календарные планы являются основой для составления плана изменения дебиторской и кредиторской задолженности.

Только составив основную массу операционных бюджетов, можно приступать к формированию финансовых бюджетов, на­логового бюджета.

Эта схема (см. с. 198) применима для любого предприятия.

Для того чтобы все сотрудники фирмы, которые участвуют в процессе составления бюджета, четко знали, кто, какую бюджет­ную форму, в какие сроки готовит, в какие предоставляет и кому и кто является ответственным за ее согласование и утверждение, на предприятии необходимо составить документ-регламент, кото­рый называется «Порядок формирования основного бюджета».

Таблица 24 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА





200 Бюджетирование на современном предприятии

В левом столбце в соответствии со схемой формирования ос­новного бюджета по очередности подготовки стоят все бюджеты. В следующем столбце должны быть обозначны сотрудник или подразделение, которые эту бюджетную форму подготавливают. Далее, в следующем столбце должны быть проставлены сроки предоставления этих бюджетных форм лицу, ответственному за согласование и утверждение. Сроки указываются либо в количе­стве дней до начала планового периода, как это сделано в табли­це, либо проставляются календарные даты. И в последнем столб­це указываются непосредственно ответственные лица.

Каждый из сотрудников, участвующих в процессе подготовки бюджета, имея у себя такой порядок, четко знает, кто что делает и за что отвечает.

После составления такого порядка для предприятия «Хим-пром» можно переходить непосредственно к составлению бюдже­тов.

Как уже неоднократно указывалось, для производственного предприятия для расчета бюджетов целесообразно пользоваться нормами и нормативами.

В приведенной таблице указаны нормы для управления запа­сом гэ средняя стоимость размещения одного заказа при приоб­ретении, включающая в себя расходы на транспортировку и при­емку сырья для изготовления продукции. Кроме того, здесь есть средняя стоимость хранения единицы запасов на складе — как сырья, так и готовой продукции. Эти данные будут нужны при расчете размера оптимального заказа.

Таблица 25

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВОВ ООО «ХИМПРОМ» НА ОКТЯБРЬ 2004 г.

№п/п Нормы для управления запасом Ед. изм. Значение Дополнительно
         
  Средняя стоимость размещения одного заказа при приобретении ТМЦ Расходы на транспортирование и приемку ТМЦ
1.1 Полиэтилен гранулир. «153» грн./зак.    
1.2 Полиэтилен гранулир. «158» грн./зак.    

  Бюджетирование на современном предприятии 201
 
         
1.3 Полипропилен гранулир. грн./зак.    
1.4 Краситель грн./зак.    
  Средняя стоимость хранения единицы запасов на складе
2.1 Полиэтилен гранулир. «153» грн./т    
2.2 Полиэтилен гранулир. «158» грн./т    
2.3 Полипропилен гранулир. грн./кг 0,02  
2.4 Краситель грн./кг 0,02  
2.5 Пленка п/э термоусадочная грн./т    
2.6 Пленка п/э парниковая грн./т    
2.7 Ящик овощной п/пропил. № 1 грн./шт. 0,016  
2.8 Ящик овощной п/пропил. № 2 грн./шт. 0,016  
2.9 Ведро п/пропил. 10 л грн./шт. 0,016  
2.10 Таз п/пропил.15 л грн./шт. 0,016  
         
№п/п Нормы прочих прямых расходов Ед. изм. Значение Дополнительно
  Электроэнергия на технологические цели
1.1 Производство «Пленка» грн./т    
1.2 Производство «Пластмасса» грн./т 0,10  
  Расходы на текущий ремонт оборудования
2.1 Производство «Пленка» грн./шт. 8,3  
2.2 Производство «Пластмасса» грн./шт. 0,02  
       
№ п/п Сдельные тарифные ставки рабочих основных производств Ед. изм. Значение Дополнительно
  Производство «Пленка»
1.1 Пленка п/э термоусадочная грн./т   из расчета 50 грн. за 1 тонну + начисл. 38,56 %
1.2 Пленка п/э парниковая грн./т    
  Производство «Пластмасса»
2.1 Ящик овощной п/пропил. № 1 грн./шт. 0,18  
2.2 Ящик овощной п/пропил. № 2 грн./шт. 0,19  
2.3 Ведро п/пропил. 10 л грн./шт. 0,11  
2.4 Таз п/пропил. 15 л грн./шт. 0,16  

202 Бюджетирование на современном предприятии

 
№ п/п Нормы коммерческих расходов Ед. изм Значение Дополнительно
  Комиссионные специалистов по сбыту
1.1 Сбыт «Пленка» грн./т   От объема реализации в т
1.2 Сбыт «Пластмасса» %/ грн. 1,2 От объема реализации вгрн. с НДС
  Транспортные расходы
2.1 Сбыт «Пленка» грн./т    

Таблица 26

НОРМЫ РАСХОДА ОСНОВНОГО СЫРЬЯ НА ПРОИЗВОДСТВО ЕДИНИЦЫ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Бизнес-направление «Пленка»
№ п/п Наименование Ед изм. Полиэтилен гранулир. «153», т Полиэтилен гранулир. -158», т
  Пленка п/э термоусадочная Т 0,94 0,06
  Пленка п/э парниковая т 0,7 0,3
         
Бизнес-направление «Пластмасса»
№п/п Наименование Ед. изм. Полипропилен гранулир., (кг) Краситель, (кг)
  Ящик овощной п/пропил. № 1 ШТ. 0,82 0,003
  Ящик овощной п/пропил. № 2 ШТ. 0,98 0,005
  Ведро п/пропил. 10 л ШТ. 0,65 0,002
  Таз п/пропил. 15 л ШТ. 0,72 0,004

Кроме того, в таблице указаны нормы прочих прямых расхо­дов, таких как электроэнергия на технологические цели, исполь­зуемая при производстве как пленки, так и изделий из пластмас­сы, и расходы на текущий ремонт оборудования, на котором продукция производится.

Нормативы указываются в денежном выражении на единицу.

Кроме того, для расчетов бюджетных показателей необходимы будут сдельные тарифные ставки рабочих основного производства. В таблице нормативов указано, что на предприятии установлены тарифные ставки при производстве пленки — в грн. за тонну, при производстве изделий из пластмассы — в грн. за штуку.


Бюджетирование на современном предприятии 203

В этой же таблице определены нормативы коммерческих рас­ходов — это комиссионные специалистов по сбыту, которые уста­новлены для сбытовиков пленки в грн. за реализацию каждой тонны, для сбытовиков изделий из пластмассы — в % от объема реализации в грн. с НДС. Кроме того, установлен норматив транспортных расходов в грн. на 1 тонну.

И наконец самое основное — нормы расхода основного сырья на производство готовой продукции. Для производства пленки п/э термоусадочной и пленки п/э парниковой необходим поли­этилен гранулированный марки 153 и 158, а для производства изделий из пластмассы необходим полипропилен гранулирован­ный и краситель. Эти нормы расхода взяты в натуральном выра­жении на производство единицы готовой продукции.

Подготовка бюджета начинается с бюджета доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: