Политехнический университет»
Кафедра экономики и управления на предприятии
| УТВЕРЖДЕНО |
| на заседании каф. ЭУП |
Методическое пособие по курсу
«Бюджетирование»
Пермь
Составитель: ст. преподаватель каф. ЭУП Мухина Евгения Ринатовна
Данное пособие предназначено для студентов заочного отделения. Пособие содержит краткое изложение теоретических вопросов по курсу бюджетирования, требования по выполнению контрольной работы, вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент Н.Б. Полыгалина
Заведующий кафедрой ЭУП Е.С. Быкова
Секретарь Ученого Совета
Гуманитарного факультета С.В. Трубина
Декан Гуманитарного
факультета, профессор В.Н. Стегний
Содержание
Тема 1. Роль бюджетирования в системе управления и стратегического планирования 4
Тема 2. Назначение и цели бюджетирования 7
Тема 3. Объекты бюджетирования 10
Тема 4. Методики бюджетирования 12
Тема 5. Периоды бюджетирования 14
Тема 6. Классификация бюджетов 17
Тема 8. Алгоритм составления сводного бюджета 24
Требования к выполнению контрольной работы 27
Список вопросов для подготовки к зачету 40
Список литературы 41
Тема 1. Роль бюджетирования в системе управления и стратегического
планирования
Сегодня термин “бюджетирование” употребляется как применительно к коммерческой компании, так и на государственном уровне. Многие организации утверждают, что используют бюджетирование в своей деятельности. Хорошо проработанный бюджет обеспечивает руководителям компаний возможность анализировать и оценивать свою деятельность и корректировать, в случае необходимости, стратегические цели компании с помощью систем мотивации, делая их интересными для воплощения с точки зрения персонала.
Бюджетирование представляет собой:
Ø хороший фундамент для подготовки методик точных и надежных расчетов;
Ø средство управленческого анализа прибыли и уровня операционных затрат;
Ø руководство для осуществления ценообразования;
Ø средство расчета потребностей в капитале.
Бюджет является количественным выражением централизованно установленного плана компании на определенный период по следующим показателям:
Ø использование финансовых, товарно-материальных и капитальных ресурсов;
Ø доходы и расходы;
Ø привлечение источников финансирования для текущей и инвестиционной
деятельности;
Ø капитальные инвестиции и финансовые вложения.
Бюджет является количественным выражением планов деятельности компании, а точнее финансовым итогом мероприятий, установленных в планах компании.
При описании бюджетирования как технологии необходимо предварительно
уточнить использование данного понятия. Необходимо подчеркнуть, что бюджетирование — это, прежде всего, управленческая технология, используемая для обоснования принимаемых управленческих решений. Это также бизнес-процесс
составления планов и оценки их исполнения с последующей корректировкой
как самих планов, так и, возможно, поставленных целей.
Основной объект бюджетирования — бизнес как вид деятельности в целом. Каждая компания, исходя из потребностей управления, может выделить другие объекты бюджетного управления, такие как холдинг, компания, отдельное подразделение, бизнес-процесс или центр финансовой ответственности, проект, регион. В качестве объектов бюджетирования и финансового планирования могут также выступать бизнес-процессы, подразделения, отдельные каналы сбыта, виды продукции, сегменты рынка, а также группы клиентов.
Поэтому, обобщив задачи, которые позволяет решить бюджетирование, можно сделать вывод о том, что бюджетирование — это важная управленческая технология, с помощью которой можно спланировать, а впоследствии дать финансовую оценку и управлять финансовыми потоками как отдельно взятого бизнеса, фирмы в целом, подразделения, бизнес-процесса, так и любого другого выделенного объекта бюджетирования. Бюджетирование позволяет заранее оценить
будущие финансовые результаты принятого решения.
В терминологии западных компаний часто разделяют понятия планирования, программы действий и бюджетирования. Так, планированием является система постановки целей и стратегий по их достижению. Программа (или программа действий) — это комплекс мероприятий по реализации данных стратегий. Бюджетом называют финансовое выражение данных целей, стратегий и мероприятий, а также плановые, в том числе финансовые сметы, графики платежей и расходов, прогнозирование финансовых результатов этих программ, ресурсы и затраты, связанные с их использованием, необходимые для достижения этих результатов. Данная терминология позволяет глубже детализировать и четко разграничить функции управления и их связи с бюджетированием.
С точки зрения финансового планирования используется два вида бюджетирования:
Ø долгосрочное финансовое планирование (капитальное бюджетирование);
Ø краткосрочное финансовое планирование (текущее бюджетирование).
При этом лучше всего, если система бюджетирования будет базироваться в компании на комплексной системе планирования, связывающей долгосрочные цели с краткосрочным планированием.
Стратегическое планирование связано с постановкой как долгосрочных, так и среднесрочных планов развития компании. Неувязка данных планов с бюджетированием не дает возможности оценить правильность выбранного сценария действий для достижения целей компании, в данной ситуации сложно определить, в состоянии ли компания обеспечить данное развитие соответствующим ресурсом, нет ли каких-либо ограничивающих факторов в достижении заданных целей.
Вопросы финансовой реализуемости долгосрочных планов оцениваются с помощью долгосрочных бюджетов. В таблице 1 показан пример привязки сроков планирования, видов бюджетов и объектов бюджетирования.
Таблица 1- Привязка видов бюджетов и объектов бюджетирования
| Контуры планирования | Виды бюджета | Объекты бюджетирования | Сроки бюджетирования |
| Долгосрочное планирование | Стратегический бюджет | Вся компания | 3-5 лет |
| Среднесрочное планирование | Годовой бюджет | Компания, подразделения | Квартал |
| Оперативное планирование | Месячный бюджет | Подразделения | Неделя, месяц |
Распространенной ошибкой является неувязка сроков долгосрочного и среднесрочного планирования со сроками составления прогнозных бюджетов, а это не позволит оценить возможность реализации стратегических планов. Для корректной оценки реализации стратегии с использованием бюджетирования необходимо сформировать стратегию компании, после чего составить финансовый план — бюджет компании на соответствующий период.






