Инновации в содержании образования

В 1993 г. в образовательном пространстве России произошло знаменательное событие: в целях развития общего образования, а также учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций министр образования подписал приказ № 237 от 07.06.93 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». По существу это был стандарт содержания образования, выгодно отличающийся от предыдущих.

В структуре Базисного учебного плана (табл. 1) теперь выделены две части:

• инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

• вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основные вида занятий:

- обязательные, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

- обязательные занятия по выбору учащихся, школы и местного отдела образования;

- факультативы.

На основе Базисного учебного плана, утвержденного федеральным Министерством образования, составляются:

• региональный базисный учебный план (разрабатывается региональными органами управления образованием; носит рекомендательный характер, табл. 2);

• учебный план школы на длительный период или рабочий учебный план (утверждается ежегодно, так как составляется на текущий учебный год с учетом конкретных условий).

Таблица 1

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России 1993 года

Образовательные области Количество часов в неделю в классах
I II III I II III IV V VI VII VIII IX Х XI
Русский язык как государственный                         - -
Языки и литература                            
Искусство                       - - -
Общественные дисциплины -                          
Естественные дисциплины              
Математика                            
Физкультура                            
Технология                            
Всего                            
Обязательные занятия, занятия по выбору                            
Обязательная нагрузка учащегося                            
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                            
Итого:                            

Таблица 2

Примерный учебный план общеобразовательных учреждений Ростовской области на 1999-2000 учебный год

Образовательные области Образовательные компоненты Количество часов в неделю в классе
I II III I II III IV V VI VII VIII IX X XI
I. Инвариантивный компонент
Филология                              
  Русский язык                            
  Литература                            
  Иностранный язык                            
Математика                              
  Математика                            
  Информатика               - - - - -    
                               
  История                            
  Обществознание               - - -        
  География               -            
  Окружающий мир                            
Естествознание                              
  Биология                            
  Физика                 -          
  Химия                 - -        
Искусство                              
  Музыка                            
  Изобразительное искусство                            
Физическая культура                              
  Физическая культура                            
Технология                              
  Технология                            
  Трудовое и проф. обучение                            
  Черчение                            
Всего                              
II. Вариативный компонент
При 6-дневной рабочей неделе
Обязательные занятия по выбору образовательного учреждения                            
Обязательные занятия по выбору учащегося                            
Всего                            
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося                            
При 5-дневной рабочей неделе                            
Обязательные занятия по выбору образовательного учреждения                            
Обязательные занятия по выбору учащегося                            
Всего       -                    
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося                            
                                 

Традиционно общеобразовательная школа в нашей стране, как и во многих других странах, строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная средняя. При этом в основной школе фактически выделяются две ступени: первая (переходная от начальной) и вторая, что связано с возрастными особенностями учащихся 5 и 6 классов. Хотя они имеют черты начальной школы, с точки зрения организации учебного процесса они относятся к основной школе, в которой предметная дифференциация учебных курсов достигает максимального значения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

- продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

- недельная учебная нагрузка для базовых образовательных областей на каждой из ступеней общего среднего образования;

- максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

- итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление групп на подгруппы).

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы - осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение. Этот принцип находит выражение в линейно-циклической структуре курсов, представляющих образовательную область.

В апреле 1997 года в журнале «Вестник образования» № 4 был опубликован проект федерального закона РФ «Государственный образовательный стандарт основного общего образования». В нем подчеркнуто, что ГОС основного общего образования является основой объективной оценки уровня образования обучающихся и выпускников независимо от форм получения образования и видов образовательных учреждений.

ГОС способствует обеспечению права личности на:

- получение полной и достоверной информации о государственных требованиях к содержанию и результатам основного общего образования;

- полноценное и качественное образование, адекватное современным общественным потребностям;

- беспрепятственное продолжение образования на последующей ступени общего образования, выбор и смену образовательных учреждений, возможность получения начального и среднего профессионального образования;

- многообразие образовательных возможностей обучающихся;

- защиту социального, психологического и физического здоровья;

- индивидуальный подход к нуждающимся в социальной, психологической и специальной педагогической помощи.

ГОС основного общего образования способствует обеспечению потребности общества в:

- образовании как важнейшем социальном институте - гаранте развития личности и общества, ответственном за наследование, воспроизводство и развитие знаний, ценностей и норм;

- создании правовой основы развития образования, отвечающего современным потребностям общества и традициям отечественной культуры.

ГОС основного общего образования способствует обеспечению потребности государства в:

- осуществлении государственной политики в области образования в условиях федеративного многонационального государства;

- формировании системы преемственных образовательных программ, создающей основу для подготовки молодого поколения к жизни и труду, непрерывному общему и профессиональному образованию и самообразованию граждан в условиях становления многоукладной экономики и наукоемкого рынка труда; - увеличении адаптивных возможностей системы образования в условиях социально-экономических и региональных различий;

- демократизации и децентрализации управления основным общим образованием путем распределения полномочий между государственными и местными (муниципальными) органами управления образованием, общественными организациями и непосредственными субъектами образовательного процесса.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования состоит из федерального и региональных компонентов. Он включает в себя федеральный базисный план, федеральные требования к содержанию основных образовательных программ, основные требования к уровню подготовки выпускников по федеральным компонентам образовательных программ.

Федеральный базисный план определяет продолжительность обучения и распределение учебного времени, отводимого на изучение федерального и национально-регионального компонентов, между ступенями обучения, классами и образовательными областями в зависимости от вида образовательного учреждения. Он разрабатывается на основании возрастных физиолого-гигиенических нормативов учебной нагрузки и принимается федеральным (центральным) органом управления общим образованием совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации не реже одного раза в пять лет.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования определяет единое для всех субъектов Российской Федерации ядро основного общего образования, дополняемое национальными и региональными компонентами.

Федеральный компонент стандарта обязателен для реализации во всех образовательных учреждениях Российской Федерации соответствующего вида, осуществляющих начальное общее и основное общее образование.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования основывается на федеральном базисном плане и отражает национальные и региональные особенности основного общего образования конкретного субъекта Российской Федерации.

Национально-региональный компонент настоящего стандарта обязателен для реализации в образовательных учреждениях соответствующего региона, осуществляющих начальное общее и основное общее образование.

В документе подчеркнуто, что при переводе (переходе) обучающегося из одного образовательного учреждения в другое различия в изученных региональных компонентах не могут являться основанием для отказа в переводе (переходе). В документах об образовании должны указываться все учебные дисциплины и курсы, по которым обучающийся прошел промежуточную аттестацию.

В ГОСе дана недельная расчасовка учебных дисциплин в I-IX классах (табл. 3), несколько отличающаяся от Базисного плана 1993 года: в VII классе на 1 час в неделю сокращены обязательные занятия по выбору учащихся, что соответственно изменило и общую недельную нагрузку (вместо 32 теперь в VII классе она составляет 31 час).

Таблица 3

Базисный учебный план 1997 года

Образовательные области Количество часов в неделю в классах
I II III IV V VI VII VIII IX
Русский язык как государственный                  
Языки и литература                  
Искусство                 -
Общественные дисциплины                  
Естественные дисциплины          
Математика                  
Физкультура                  
Технология                  
Всего                  
Обязательные занятия по выбору                  
Обязательная нагрузка обучающегося                  
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                  
Итого                  

Указано, что нормативный срок получения начального общего образования не должен превышать четырех лет.

Нормативный срок получения основного общего образования не должен превышать пяти лет.

Продолжительность учебного года должна составлять не менее 34 недель. Годовой календарный учебный график разрабатывается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления.

В ГОСе сформулированы основные требования к уровню подготовки выпускников по образовательным программам в области начального и основного общего образования. В качестве иллюстрации ниже приводятся требования к одной из образовательных областей - «языки и литература».

Образовательная область «Языки и литература» может быть представлена учебными курсами: «Родной язык» и «Родная литература», «Русский язык» и «Русская литература», «Иностранные языки» и др.

Образовательная область «Язык и литература»: обеспечивает необходимое для активной производственной и общественной деятельности владение русским языком, приобщение к культуре русского народа, а через нее - к мировой; предполагает развитие и совершенствование у обучающихся всех видов речевой деятельности (чтения, письма, аудирования, говорения); содержит языковые факты, законы и правила, которые позволяют свободно, грамотно и выразительно общаться на изучаемом языке и формировать элементарную лингвистическую и кулътуроведческую грамотность, формировать общенаучные умения и навыки (работа с книгой, словарями, аннотирование, конспектирование, реферирование); вырабатывает положительное отношение к иностранному языку, культуре страны изучаемого народа, потребность пользоваться иностранным языком как средством общения; приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивает их способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирует эстетические вкусы, потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию; развивает целостное отношение к миру; воспитывает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного произведения.

Изучение в рамках основного общего образования родного языка и литературы обучающимися, проживающими на территории субъекта Российской Федерации, находится в его компетенции и сфере правового регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: