Экологизация образовательной среды

Формирование и развитие человека во многом зависят и от природного окружения, от совокупности предметов и явлений природы, которые включены в сферу деятельности человека, составляют необходимое условие существования и развития человеческого общества. Они оказывают влияние не только на развитие отдельных отраслей хозяйства, но и на самих людей, на обычаи и нравы народов, на их темперамент.

Многие выдающиеся ученые и педагоги указывали на огромное воспитательное значение общения детей с природой. К. Д. Ушинский в воспоминаниях о пребывании в Новгородсеверской гимназии писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»

Детство... Личность... Общество... Три масштабных понятия, которые тесно связаны, составляют основу друг друга и входят в научное мировоззрение экологии детства. Ребенок стоит на первом плане, так как, начиная с детства, он сам «работает» над своей личностью, впитывая в себя окружающую действительность. И тем полноценнее разовьется личность, чем внимательнее будут ее воспитатели и чем благоприятнее будет окружающая среда в плане психическом, физическом, эмоциональном и прежде всего в экологическом.

Экологически чистая среда воспитания ребенка представлена тремя компонентами.

1. Естественно-природный. Воспитание приближено к самой природе, учитывая психофизиологические особенности развития организма ребенка. Развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребенка среди природы - это требование естественных закономерностей развития детского организма, утверждал В. А. Сухомлинский. В самом процессе осмысленного общения с неразрушенной природой человек воспринимает и усваивает ее созидательный и гармоничный ритм, настраиваясь на аналогичную волну. Это служит одним из действенных способов восприятия действительности и оказывается важнейшим фактором динамического целостного мироощущения, необходимого для творческого развития личности (Э. В. Гирусов, Е. Д. Никитин).

2. Социальное окружение ребенка, способствующее освоению им новых видов деятельности, социальных ролей, формирует отношения с людьми. По мере взросления ребенка его окружение расширяется, тем самым компоненты воспитательной среды естественно меняются с течением времени. Необходимым условием сохранения режима благоприятного средового развития являются поддержка и сохранение взаимодействия между людьми существующими институтами социализации, «мирами детства» (У. Бронфенбреннер), домом, школой, группой сверстников, местом работы.

Если ребенок ощущает ненужность, небезопасность в нескольких мирах одновременно, или если «миры» пребывают в состоянии войны между собой, то дисгармония в сфере экологического окружения личности приведет к утрате ощущения сопричастности, отчуждению ребенка. Учреждение системы образования может выступить интегратором «миров» детства развивающейся личности ребенка.

3. Пространство культуры, выступающей системообразующей интегральной характеристикой взаимодействия человека и природы. Развитие личностного мира ребенка осуществляется путем восхождения от индивидуального к духовно-практическому опыту человечества с целью воспитания человека культуры, способного к самоопределению и продуктивной ноосферной деятельности по воспроизводству природно-культурной среды, с опорой прежде всего на национальную культуру.

В основе организации экологически чистой среды воспитания лежит совокупность принципов формирования ответственного отношения к природе:

- единство сознания, переживания и действия;

- прогностичность;

- дополнительность;

- междисциплинарность;

- взаимосвязь глобального, регионального и локального уровней рассмотрения экологических проблем.

Целеполагание экологически чистой среды воспитания - становление субъектности воспитанника, включающей осуществление культурной идентификации, социальной адаптации, творческой самореализации, формирование целостной природно-социально-культурной картины мира. Экологически чистая природно-социальная среда воспитания способствует развитию и саморазвитию сущностных природных свойств ребенка в их единстве и целостности.

Проблемами формирования здоровой среды занимается валеология (педагогика здоровья).

Решение практических задач валеологии в школе предполагает предварительное их теоретическое осмысление. Построение теоретических конструкций (концепций, программ) требует уточнения используемой терминологии. В этом отношении не существует однозначного понимания терминов «образовательная среда» и «валеологизация».

При определении понятия «образовательная среда» можно исходить из теоретического исследования, проведенного в 1931 г. известным педагогом М. Я. Басовым. Это исследование было высоко оценено в 70-е годы М. Г. Ярошевским как системное и методологически выверенное Под средой, по определению М. Я. Басова, нужно понимать «отрезок действительности, в связи с которым живет человек» и «отношения с которым являются жизненно значимыми для него». Басовым же выделяются и различные типы среды, «когда для некоторого множества отдельных индивидуумов среда в основе своей складывается из одних и тех же общих элементов и при одинаковой их структуре». Исходя из этого определения под образовательной средой можно понимать совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования.

Такое определение позволяет рассматривать образовательную среду целостно, включая в качестве ее элементов (значимых именно для сохранения здоровья школьников) организацию процесса обучения и воспитания (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т. д.), методы и формы обучения, психологический фон уроков, санитарно-гигиенические условия образовательного учреждения, двигательный режим учащихся, питание, медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.

При рассмотрении диады «образовательная среда - ребенок» часто постулируется адаптация среды к ребенку, т. е. создание оптимальных условий обучения и воспитания. Не отрицая необходимости и гуманности подобной адаптации, необходимо признать, что создание идеальных условий при массовом обучении невозможно как в силу объективных причин (материально-техническое оснащение школ, управление), так и в силу многообразия индивидуальных особенностей обучающихся. Актуальна, таким образом, и адаптация ребенка к образовательной среде, но не за счет нивелирования его личностных свойств, что зачастую происходит в условиях современных школ, а за счет повышения резервов его психического и физического здоровья. Таким образом, процесс оптимизации системы «образовательная среда - ребенок» двунаправлен. Именно такую взаимоадаптацию, оптимизацию системы «образовательная среда - ребенок», направленную на полноценное, «здоровьесберегающее» развитие школьника и можно обозначить термином «валеологизация». Строго научным языком надо говорить о валеологизации системы «образовательная среда - ребенок», но учитывая, что ребенок сам является неотъемлемой частью образовательной среды, погружен в нее, а не противопоставлен ей, правомочно говорить о валеологизации образовательной среды.

Из многофакторного понимания образовательной среды вытекает необходимость комплексной валеологизации.

Существует множество точек зрения на то, стоит ли проводить валеологизацию только психолого-педагогическими средствами, или же преимущественно физиолого-гигиеническими. На наш взгляд, искусственное отделение гигиенических аспектов валеологизации от психолого-педагогических необоснованно и снижает эффективность валеологизации. Более того, на начальных этапах валеологической деятельности в школе этот аспект должен превалировать, так как отрицательное воздействие физических параметров образовательной среды на здоровье детей можно устранить в достаточно короткие сроки. К тому же оценка и коррекция санитарно-гигиенических условий позволяет педагогу-валеологу на основе практической деятельности наладить первичный контакт с администрацией, педагогическим коллективом.

Санитарно-гигиеническая оценка и коррекция может быть проведена не на техническом, а на педагогическом уровне. Для этого возможно создание санактива, в который могут войти ученики всех ступеней обучения. Под руководством педагога-валеолога и заведующих кабинетами дети оценивают освещенность, проветривание кабинетов, качество уборки, параметры размещения школьной мебели. Коллегиально, на основе санитарно-гигиенических норм решается, в чем должна состоять коррекция физических параметров образовательной среды. По итогам работы члены санактива отчитываются перед педагогическим коллективом.

В качестве ведущего условия эффективной валеологизации выступает формирование валеологических убеждений учителей, но именно эта деятельность является для педагога-валеолога наиболее сложной. Каждый учитель, особенно со значительным стажем работы, имеет свою собственную систему профессиональных и личностных ценностей, сложившийся стиль общения с учениками, предпочитаемые технологии обучения. Более того, в среде учительства часто существует неосознаваемая установка, которую можно обозначить «Я-сам-учу-и-знаю-как-надо». В результате прямое требование изменения профессиональных приоритетов может привести к отторжению валеологических знаний. Недостаточно эффективно и абстрактное перечисление негативных последствий традиционного обучения для здоровья детей, так как оно не затрагивает, как правило, эмоционально-волевую сферу личности учителя.

Для формирования валеологических убеждений педагогов наиболее приемлем подход, который можно обозначить как экзистенциально-валеологический. Именно на экзистенциально-валеологическом уровне строит свое общение с педагогами валеолог Ростовского ИПК и ПРО В. Е. Кайма. Концентрация на смысле и ценностях жизни, на достойных целях, на выборе между добром и злом позволяет акцентировать внимание на мировоззренческих проблемах здоровья, затрагивающих глубинные ценности каждого человека независимо от его профессиональных интересов. Признание ее деятельности со стороны педагогов Ростовской области очевидно. Однако решение личных проблем здоровья учителя должно непосредственно переходить в собственно валеолого-педагогическую проблематику.

В условиях школы целесообразно проводить обучение учителей посредством систематических творческих семинаров. В начале семинара осуществляется актуализация выбранной темы с помощью тестовых заданий, игровых ситуаций, совместно с учителями решается та или иная проблема личного оздоровления, после чего эта же проблема рассматривается с профессиональной (педагогической) точки зрения.

Преимуществом такого обучения является то, что у учителя есть возможность «прожить», интериоризировать полученные знания, в том числе и на своих уроках. Каждый следующий семинар начинается с обмена мнениями о том, что удалось осознать и применить на практике.

Методическая работа с учителями, являясь, бесспорно, приоритетным направлением, не исчерпывает деятельности педагога-валеолога в школе.

Значима также просветительская деятельность среди родителей. Они, как правило, настроены позитивно на информацию о сохранении здоровья детей, но эмоционально-личностное общение с аудиторией, находящейся строго в ролевой позиции «родители», затруднено. Это предъявляет особые требования к подбору и подаче нужной информации. Способом привлечения родителей к практической оздоровительной деятельности (что также актуализирует их роль в процессе сохранения и укрепления здоровья ребенка, особенно в начальных классах) могут служить праздники здоровья, спортивные состязания с участием семьи, привлечение родителей к проведению несложных процедур валеологической диагностики.

Весьма важно уделить внимание проверке рабочих мест учащихся, ведь они сидят на них годами. Если ученик окажется на патогенной точке, он обречен на нездоровье. В наши дни издано немало литературы по биолокации.

Локация осуществляется с помощью металлических рамок из неомагничивающегося материала. Чаще всего рамки делают из меди, алюминия, латуни, бронзы или нержавеющей стали (она тоже не поддается воздействию магнита). Наиболее распространены Г-образные рамки. Меньшее ее плечо должно иметь длину 15-20 см, большее - 40-60 см. Толщина проволоки 2-3 мм. При большей толщине рамки слишком тяжеловесны, при меньшей недостаточно реагируют на энергосиловую сетку Земли.

Техника работы с биорамками проста. Оператор (каждый пятый житель планеты это может делать без предварительного обучения) берет в руки рамки за меньшие их концы, но не зажимает, а держит по принципу «руки-шарниры». Во избежание зажимания на начальном этапе тренировок можно использовать в качестве шарниров либо резиновые шланги, либо пластмассовые шариковые ручки. Длинные концы рамок должны находиться в горизонтальном положении.

Там, где находится геопатогенная зона, рамки займут непараллельное положение (сойдутся или разойдутся под тем или иным углом). Чем больший угол образуют пересекающиеся длинные плечи рамок, тем опаснее зона. В отдельных точках, наиболее опасных для здоровья человека, рамки как бы «зашкаливает»: они выворачиваются «наизнанку» или сходятся у груди биолокатора.

Биолокационную съемку необходимо провести на площади всей классной комнаты (можно даже составить план геопатогенных линий и пятен, чтобы не забыть о них в будущем). Рабочие места, приходящиеся на пересечение геопатогенных силовых линий Земли (сетка Хартмана) и на патогенные пятна, не должны быть заняты учащимися. Если же наполняемость класса так велика, что не допускает за столами пустых мест, классный руководитель должен еженедельно менять их «хозяев». В противном случае, как показывают наши исследования, учащиеся, постоянно сидящие на геопатогенных точках, имеют сниженный иммунитет, чаще других подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям, сонливы, плохо учатся, невнимательны, быстро утомляются. В экстремальном же варианте «хозяева» патогенных рабочих мест обречены на онкологические заболевания.

Валеологизация образовательной среды невозможна без активного участия в этом процессе администрации школы. В случае, если администрация занимает позицию стороннего наблюдателя за деятельностью педагога-валеолога, эффективность валеологизации образовательной среды окажется крайне низкой. Оптимальным вариантом является, на наш взгляд, присвоение педагогу-валеологу статуса заместителя директора.

Значительный вклад в изменение профессиональных приоритетов администрации школ должны вносить ИПК и ПРО и методические службы отделов образования. Сейчас же зачастую валеологическая деятельность в школе рассматривается не как сущностное условие повышения эффективности образовательного процесса, а как желательная, но необязательная дополнительная функция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: