Моделирование образовательной среды

Средовое проектирование - это моделирование среды и средообразовательного процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов.

Моделирование (от французского «образец», «прообраз») - это метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т. е. оригинала. Так определяет понятие моделирования Философский словарь.

Моделирование образовательной среды невозможно осуществлять без самого человека. А. В. Непомнящий представляет систему «Человек» как триединство анатомо-физиологической, энергетической и информационной структур. Он рассматривает основные способы управления с помощью модели «Человек-развитие», «Человек-среда». Нам представляется вполне правомерным такой подход при рассмотрении проблемы управления, так как человек (существо социальное и биологическое) является самым активным живым существом, способным создавать и организовывать собственную жизнедеятельность.

Человека можно рассматривать не только обособленно как индивида, но и как собственно среду. Благодаря аксиоматическому подходу можно утверждать, что структура человека подобна структуре окружающей среды; они созвучны друг другу и их структурные элементы имеют определенное взаимосоответствие.

Структурная модель системы «Человек» Структурные элементы системы «Среда»  
• Анатомо-физиологическая структура • Природно-географические условия, определяющие местонахождение того или иного индивида  
• Информационная структура  
• Энергетическая структура  
• Образовательная и культурная жизнь, образ жизни индивида  
• Атмосфера духовной жизни  

Опираясь на такое взаимодействие систем, можно утверждать, что образовательная среда составляет единство моделей «Человек» и «Среда». Я. А. Коменский более трех веков назад писал, что «все расположено по числу, мере, весу». Универсальность такой формулы для построения любого исследуемого объекта очевидна. Применительно к модели образовательной среды можно сказать, что «число» означает контингент участников взаимодействия, «мера» предполагает их оптимальное общение, а «вес» может указывать на длительность и устойчивость этой формы общения.

Для того чтобы образовательная модель действовала, необходимо разрабатывать ее содержательную сторону. Поэтому в любом учебном заведении большое внимание должно уделяться формированию среды.

Здесь уместно вспомнить случай, имевший место более десяти лет назад. Известного русского писателя (нелюбимого советскими властями) Василия Аксенова пригласили в Нью-Йоркский технологический университет прочитать цикл лекций. «О чем?» - спросил ректора писатель. - «О чем угодно», - ответил руководитель вуза. - «Мы приглашаем Вас, чтобы формировалась культурная среда».

Комментарии излишни.

Оптимизация немыслима без системного подхода в обучении и воспитании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: