Разнообразие наций и вероисповеданий - источник формирования диалоговой среды

В наши дни актуализировалась проблема духовности человека, его социализации, так как именно включенность в систему общественных отношений определяет его жизненную позицию. Формирование в ребенке этнической, религиозной, культурной и расовой терпимости не может идти в порядке абстрактного процесса, автономизированного в стенах классной комнаты. Соседство вызывает интерес, а интерес - терпимость. Исходя из этого необходимо с самых ранних лет обучения формировать интерес учащихся к культурным традициям всех народов, подчеркивая уникальность и бесценность каждого из них.

Т. М. Дридзе считает, что городская и сельская среда имеют по меньшей мере четыре типа составляющих:

• естественную среду обитания (природа плюс ее состояние - экология);

• искусственную среду (все материальные объекты, которые создали и сохранили люди в процессе своей эволюции: от ландшафтов, архитектурной пластики, памятников до сложных инженерных и градостроительных сооружений);

• информационно-символическую среду (культура, в том числе традиции, обычаи, историческая память, средства массовой информации и др.);

• социальную среду (люди: семья, друзья, соседи, все окружающие).

То есть в образовательном процессе необходимо учитывать всю современную культуру в широком смысле слова. Эта точка зрения получила признание в педагогике еще в XIX в. По Положению 1872 г. в программы включались «необходимые по местным потребностям практические сведения». П. Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа. С. И. Гессен понимал принцип культуросообразности, с одной стороны, как единство школы с обществом и нацией в целом, а с другой стороны - как обоснования специфической «областной педагогики» (применяя это обозначение вслед за французским педагогом Ж. Орузом). Идеей культуросообразности была проникнута и разработанная под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева реформа школы в России в 1915- 1916 гг., в проекте которой в значительной мере учитывались культурные традиции России и необходимость ее интеграции в европейскую культуру.

Россия - страна многонациональная, многоукладная. Исторически сложилось так, что каждый из народов привносил в культуру русского населения свой обычаи, традиции, интересы, проявляя толерантность к русской нации. Этот процесс был, безусловно, взаимным, и в лексике многих народов России можно встретить русские слова, а в укладе жизни - отдельные русские традиции. Процесс культурного обмена был взаимным. Например, в бытовой культуре донского казачества, охранявшего южные границы страны и периодически вступавшего в столкновения с турками, можно встретить... турецкую традицию с 11 до 13 часов пить кофе, а среди жен донских казаков было немало пленных турчанок.

Многообразие национальностей и вероисповеданий приводило в России к тому, что ее жители были просто обречены мирно сосуществовать, уважать веру и обычаи тех, кто живет рядом, обеспечивать всем равные права.

Например, в Ставропольской губернии (и не только) существовало множество национальных школ.

Обратимся к некоторым фактам из истории среднестатистического по численности населения города России - Таганрога. В 1900 г. в русско-подданных было 68371, иностранцев - 3671. По вероисповеданию населения имело следующую структуру:

православных 58121,

иудеев 4375,

католиков 1913,

армян-григориан 658,

мусульман 458,

лютеран 450,

евангелистов 24.

При такой конфессиональной и этнической пестроте в истории Таганрога никогда не было ни еврейских погромов, ни межнациональных конфликтов. Именно об этом городе говорили, что в нем и «сплетничают на пяти языках».

Многообразие духовной жизни провинциального города оказалось возможным благодаря активному взаимно заинтересованному общению. Из «Альманаха-справочника» по Таганрогу за 1912 год можно узнать, что в городе кроме мужских и женских гимназий и коммерческого училища существовали церковно-приходские школы, греческое частное училище, еврейское училище, евангелическо-лютеранское приходское училище. Альманах содержал подробные сведения о каждом образовательном учреждении, в том числе и по национальному признаку, характеру вероисповеданий.

В отчетных же документах XIX века о качестве преподавания учебных дисциплин в учреждениях разных исповеданий г. Таганрога акцент делался на результат обучения, а не национальную принадлежность учащихся. Уважение прав национальных групп, проживающих в городе, на получение образования на родном языке не только давало возможность диалогового общения, но и предохраняло культурное пространство от разных взрывоопасных ситуаций, связанных с поликультурным характером социума.

Для длительного мирного сосуществования людей разных национальностей и их духовного совершенствования необходима совместная деятельность, связанная с реализацией общечеловеческих ценностей. Такая деятельность для провинциального Таганрога является традиционной. Это - благотворительная деятельность. Сборы денег на общественно значимые мероприятия приветствовались как частными лицами, так и властями. Без такой деятельности невозможно представить себе жизнь поликультурного сообщества. Эта деятельность не только вызывала кипучую созидательную энергию горожан, но и сохраняла безопасность внутри социокультурного пространства.

Попечительница детского приюта госпожа Лакиер открыла его для того, чтобы работающие матери могли оставлять детей под присмотром.

Купец Депальдо основал странноприимный дом для моряков-греков, потерпевших крушение или попавших в беду.

Английский консул в Таганроге ходатайствовал, чтобы в этот дом принимали и английских моряков, потерпевших крушение.

Итальянский капельмейстер Гаэтано Молла устраивал концерты в пользу обществ, помогавших получить образование бедным слоям населения, собирал средства для выплаты стипендий на содержание больниц.

Еврей Яков Поляков во многом способствовал подведению к Таганрогу ветки железной дороги...

Да разве перечислишь все то, что было сделано людьми разной веры и разной национальной принадлежности за период 300-летний истории города?!

Благотворительной деятельностью горожане активно занимались и в самих образовательных учреждениях. Например, при коммерческом училище было организовано «Общество вспомоществования нуждающимся ученикам». Оно имело устав, ежегодно публиковало отчеты о своей деятельности. Важно то, какое внимание уделялось здоровью учеников. Архивы свидетельствуют, что были «установлены ежегодные зубоврачебные осмотры врачом... С открытием общежития явилась возможность организовать горячие завтраки».

Для открытия в Таганроге общества «Друг детей» были созданы полугодовые курсы по подготовке местных жителей к работе по внеклассному воспитанию. Для увеличения финансовых возможностей этого общества в учебных заведениях города проводились лотереи. В отчете общества сообщался факт проведения «лотереи - аллегрис» с выставкой детских работ, которая помогла собрать пять тысяч рублей.

Так мирное сосуществование людей в поликультурном пространстве помогает реализовать его созидательную и самоохранительную функцию.

Сейчас в Таганроге живут представители 107 национальностей, и это не мешает каждому жителю сохранять свое достоинство и иметь «свое лицо». В этом - наши нравственные ценности, и о них должно знать подрастающее поколение.

В школьной среде необходимо формировать диалог культур, традиций, обычаев - в этом залог культуры и цивилизованности будущей личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: