Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.
Глобальное образование ориентируется на:
• актуализацию человека, его прав, свободы и идеалов, на условия существования и нормы взаимодействия в сообществе;
• преодоление сохраняющегося у молодежи нигилизма и неверия, снижения интереса к образованию;
|
|
• поиски наиболее эффективных методик и технологий отбора и трансляции знаний в условиях информационной революции, стремительного накопления, старения и обновления знаний, резкого сокращения сроков внедрения в образовательную практику новейших достижений науки и техники;
• освоение качественно нового этапа ликвидации неграмотности, поскольку изменение критериев грамотности - требование, кроме умения читать и писать, еще и понимать - привело к резкому возрастанию во всех странах мира числа функционально неграмотных;
• создание эффективно действующей системы непрерывного образования как одного из условий полноценного использования рабочей силы.
Мир, сохраняя всю гамму красок национального, становится все более единым и взаимозависимым. Можно и нужно спорить по поводу удачности самого определения «глобальное образование», но продолжать спорить о необходимости максимально полного учета в современной педагогической теории и практике взрывного динамизма мировых общественно-экономических процессов, непрерывно растущей взаимозависимости отдельных стран и народов, все более тесного взаимопроникновения их культур, а также потребности готовить человека к жизни в условиях глобальных кризисов - не просто бессмысленно, но и вредно.
Целью глобального образования является преодоление:
• разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных регионах;
• разлада между человеком и природой, грозящего экологической катастрофой;
|
|
• расщепленности человеческого сознания и души.
Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию.
На наш взгляд, глобальное образование можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более интегрируемого мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.
Технологическая направленность глобального образования:
• формирование стратегии образования для XXI в. на разных уровнях;
• создание новых моделей педагога и учащегося;
• разработка и внедрение новых педагогических взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Принципы глобального образования:
1) педоцентризм (ориентация на развитие личности ребенка);
2) непрерывность;
3) активизация познавательной деятельности;
4) поиск эффективных технологий;
5) холистскость (целостность);
6) достоверность;
7) когерентность (органическое единство),
8) интегративность.
Критерии глобального урока по целеполаганию:
• Холистскость - технология обучения, содействующая созданию у учащихся единой картины мира;
• Достоверность - в основе технологии обучения должны лежать те понятия, которые распространены и признаны в нашем реальном мире, те умения, которые могут быть необходимы учащимся для жизни в нем;
• Когерентность (органическое единство) - любая деятельность, организуемая нами, каждое решение, которое мы принимаем, каждая разработанная нами модель урока должна показывать связь целей обучения как между собой, так и с целями каждого отдельного занятия.