Шестая неделя — вербная

В понедельник теща приносила в дом молодого зятя подарки — желала добра молодой паре.
В субботу — Лазарева суббота. Ломали вербы. Сеяли горох.
В этот день церковь вспоминала чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря.
Из истории. Первое весеннее гулянье в Москве с давних времен было в Лазарево воскресенье, предшествующее праздникам входа в Иерусалим Спасителя и Светлого воскресенья. От других народных праздников оно отличалось скромной веселостью и трезвостью, обходилось без шатров и балаганов, без игр и потех. Это детский праздник, напоминающий торжество еврейских детей, которые подстилали финиковые и пальмовые ветви Иисусу Христу во время шествия в Иерусалим.
В вербное воскресенье в Москве сами монархи вместе с народом ходили ломать вербу на берега Неглинной, покрытой ивами и вербами. До царствования Петра I совершался крестный ход с древесными ветвями, а патриарх, в подражание Иисусу Христу, шествовал во всем облачении на коне верхом (наряженном в виде осла) от Лобного места до Успенского собора, и наоборот. Святителя сопровождали духовные особы, царь и бояре, пешеходы с вербами. Выносилось большое дерево, обвешанное овощами. У Вознесенского монастыря и у Лобного места в Москве продавались вербы, которые к этой поре обычно распускают свои сережки, а также искусственные цветы и плоды с листьями и херувимами. Красная площадь превращалась в движущийся вертоград, куда приводили детей утром за вербой, с сумерек начиналось катание в разных экипажах вокруг Кремля, среди гуляющего народа. Обряд шествия известен уже с XVI века. Тогда в воскресенье перед обедней народ собирался в Кремле. Из Успенского собора выносили огромное дерево, обвешанное разными плодами и овощами, и, поставив его на двух санях, тихо везли. Под деревом стояли пять молодых людей в белой одежде и пели молитвенные песни. За санями шли юноши с зажженными восковыми свечами и огромным фонарем; за ними несли две хоругви, шесть кадильниц и шесть икон. Затем следовали иереи в великолепных ризах, а за ними бояре и сановники; наконец сам государь и митрополит. Последний ехал верхом, сидя боком на осле, покрытом белой тканью; в левой руке держал Евангелие, а правой благословлял народ. Осла вел боярин; государь придерживал одной рукой длинный повод узды, в другой держал вербу. Путь святителю устилали сукном. Перед государем несли пальмы, какие приносили из Палестины странники. В таком составе обходили главные церкви в Кремле. Потом возвращались в Успенский собор, где митрополит, совершив божественную литургию, угощал у себя в палате обедом царя и вельмож.
Подобную церемонию архиереи совершали и в городах с воеводами. Когда ее прекратили, проводили только крестное хождение с иконой входа Господня.
Российский патриарх Иоаким на созванном им Соборе в 1678 году подвергнул рассмотрению обряд шествия на осле. И запретил подражать этому обряду всем архиереям в провинциальных городах. А император Петр I вместе с уничтожением самого патриаршества и совсем прекратил совершение этого обряда в России.
Катание в экипажах в вербную субботу началось в России не раньше царствования Анны Ивановны.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно их любили дети, так как на них был представлен богатейший детский ассортимент: книги, игрушки, сласти,
По народному календарю. Вербное воскресенье проходило под знаком освященной вербы. Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой. Говорили, что верба всякую тяжесть из стен дома гонит.
По верованию крестьян, если съесть девять вербных сережек, то это предохранит от лихорадки. Почки освященной вербы советовали есть бесплодным женщинам.
Вербой хлестали тело. С подошв ног до пупка, с ладони правой руки до сердца, с ладони левой руки опять же до сердца, а потом обхаживали спину. Так «поднимали себя» над землей. А когда голова болела, веточку вербы разминали, клали под платок, на голову.
Кто проспал вербную заутреню, того били вербой, приговаривая: «Не я бью, а верба бьет». Или: «Верба хлест, бей до слез! На красные яйца, на мягкие перепечи!»
Ветки вербы, принесенные из церкви, обычно прятались, и в случае летней грозы, а в особенности града, их выбрасывали на двор в уверенности, что от этого гроза прекратится и град перестанет идти.
Придя от заутрени, хозяин бросал веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкал под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранялась в целости, но и домой возвращалась исправно, не терялась в лесу. Ветками освященной вербы выгоняли скотину в поле.
В Тамбовской губернии существовало поверье, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя — оста-навливает действие огня, а воткнутая в поле — сберегает посевы.
Там же было распространено верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
Приметы. Если хорошо цветет верба — пашня будет удачной.
На вербной неделе мороз — яровые хлеба хорошими будут.
Мороз на вербной полезен, если его не будет, то придут поздние морозы и повредят посевы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: