Конституция Российской Федерации наряду с другими правами и свободами закрепила право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гарантий их охраны.
В органы власти со своими нуждами и общественно значимыми вопросами ежегодно обращаются миллионы россиян. Во все времена это расценивалось как доверие людей к власти. И оно прямо зависит от того, насколько эффективно и быстро решаются как общие проблемы, так и проблемы каждого человека.
Поток обращений граждан в различные инстанции отражает с одной стороны их социальную активность, а с другой, определенные негативные явления, недостатки в работе аппарата, а также несовершенство самой организации рассмотрения обращений, пробелы в действующем законодательстве.
Производство по обращениям - это вид административного производства опирающийся на конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). В известном смысле данный вид производства связан также с реализацией конституционного права граждан "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом", за исключением сведений, составляющих государственную тайну (п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение реализации этого конституционного права российских граждан составляет важную обязанность органов государственной власти Российской Федерации, их специальных подразделений аппарата, должностных лиц.
Правовое регулирование производства по обращениям граждан.
В настоящее время действует ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который является первым комплексным российским нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
До принятия данного акта, основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года (в ред. от 4 марта 1980 года и от 2 февраля 1988 года). В свое время он сыграл положительную роль в развитии законодательства в этой области. Этот акт не отвечал полностью таким требованиям демократической культуры общества, как четкость, ясность, конкретность закона. В нем содержалось много пробелов в регулировании этой важной сферы общественных отношений. Кроме того, процедура подачи и рассмотрения обращений граждан регламентировалась еще очень большим количеством различных нормативных актов, что существенно затрудняло реализацию права граждан на обращение.
В 1996 г. был разработан проект ФЗ «Об обращениях граждан», отклоненный Советом Федерации Федерального Собрания РФ после принятия Государственной думой в третьем чтении из-за несоответствия ряда включенных в него норм Конституции РФ. После внесенных изменений и дополнений он был вновь принят Государственной Думой и в 1997 г. был одобрен Советом Федерации и представлен на подписание Президенту Российской Федерации. Президент страны на основании ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации в 1998г. возвратил проект федерального закона на доработку по ряду оснований. Так, например, в круг субъектов рассматривающих обращения граждан, были включены общественные объединения, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, что противоречит ст.33 Конституции РФ.
Основные отличия в порядке рассмотрения обращений граждан, установленном Указом, от порядка, установленного Законом, касаются сроков рассмотрения обращений.
Так, в соответствии с Указом, предложения, заявления и жалобы граждан должны разрешаться в срок до одного месяца со дня поступления, а заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Срок рассмотрения заявлений и жалоб может быть продлен на один месяц; срок рассмотрения предложений, "которые требуют дополнительного изучения", Указом не установлен.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей должны разрешаться в срок до 15 дней со дня их поступления, а в местных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления. Эти сроки могут быть продлены, но не более чем на 15 дней.
К другим нормам Указа, имеющим значимые отличия от норм Закона, относятся более короткий срок переадресовки полученных обращений граждан в надлежащий орган (5 дней в отличие от 7 дней, установленных Законом), и обязанность государственных и местных органов власти проводить личный прием граждан в удобное для граждан время, в необходимых случаях - в вечерние часы. В то же время Указ требует от граждан сообщать в обращении данные о месте жительства, работы или учебы, а не только адрес, по которому должен быть направлен ответ, как этого требует Закон.






