Понятие и виды обращений

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Виды обращений:

1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Особенности данных видов обращений обуславливают различные взгляды на природу этого производства. Так, например, C.H. Mахина считает, что производство по обращениям должно включать рассмотрение жалоб, предложений и заявлений граждан. Она пишет, что разделение института обращений граждан легко преодолевается при условии четкого законодательного разграничения административной жалобы, направляемой в органы управления (или должностным лицам), и административной жалобы (административного иска), направляемой в суд.

В.Д. Сорокин придерживается другого мнения. Т.к. каждая форма обращения обладает особыми свойствами, поэтому различным должен быть и порядок рассмотрения указанных обращений. Необходимо выделять производство об обращениях (где рассматриваются такие формы обращений граждан, как предложения и заявления, адресованные широкому кругу органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности) и производство по жалобам. У этих производств есть общие черты - и жалобы, и заявления есть формы обращений граждан к органам исполнительной власти, местного самоуправления, другим структурам. Однако цели, преследуемые жалобой, существенно отличны от целей, достигаемых посредством заявлений, а также предложений. Не случайно в действующем законодательстве существует специальный закон, посвященный регулированию только рассмотрения жалоб граждан. Речь идет о ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Так, если предложения и заявления граждан направляются органу исполнительной власти, местного самоуправления, должностному лицу и т.д. в пределах сферы государственного управления, т.е. непосредственно исполнителю, то жалобы граждан разрешаются как в административном, так и в судебном порядке. При этом имеются в виду «административно-правовые жалобы», отличающиеся от жалоб на решения или приговоры судебных органов.

Административно-правовая наука исходит из того, что предложение - это обращение гражданина или группы граждан адресованное органу исполнительной власти, местного самоуправления, иной организации, содержащее информацию о необходимости или целесообразности улучшения деятельности соответствующих органов, выполнения определенных работ, проведения хозяйственных, социально-культурных, правоохранительных мероприятий в области благоустройства, охраны окружающей природной среды и т.д. с целью улучшения условий жизни людей.

Заявление - это обращение гражданина (или группы граждан), адресованное соответствующему органу исполнительной власти, местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации, содержащее информацию о намерении реализовать принадлежащее гражданину субъективное право.

В отличие от указанных видов обращений, основная цель жалобы- восстановление нарушенного права. Среди административных жалоб по правовым признакам раз­личаются общая и специальная. Порядок рассмотрения общих жалоб ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Осно­вания и порядок производства по специальным жалобам регули­руются специальными нормами, содержащимися в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, КоАП РФ и в некоторых иных актах.

Право на общую административную жалобу является абсо­лютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому зна­чимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему кор­респондирует абсолютная обязанность субъектов государствен­ной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, давать от­веты заявителям.

Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, расцениваемые как неправильные. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц.

Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц.

По форме общая жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллек­тивной. Подача общей административной жалобы не ограничена ка­ким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные огра­ничения права на жалобу. По одному и тому же факту гражда­нин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы, одновременно или в разное время.

Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

Специальная жалоба характеризуется следующими призна­ками:

1) наличием специальных норм, устанавливающих особый по­рядок ее рассмотрения;

2) специальными основаниями для обжалования (приказ руко­водителя, постановление по делу об административном правона­рушении и т. п.), прямо названными в законе;

3) четким определением субъектов права, признанием таковы­ми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

4) составлением обязательно в письменной форме, наличием адресатов жалобы (например, ст. 30.1 КоАП РФ).

5) специальными сроками подачи жалобы;

6) процедурными особенностями в производстве по конкрет­ным видам жалоб;

7) специальными, более краткими, сроками ее рассмотрения.

право на специаль­ную жалобу намного уже права на общую жалобу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: