Общее определение личности. Основные авторские концепции в отечественной психологии. (Ананьев Б.Г., Мясищев В.Н. Леонтьев А.Н., Платонов К.К., Узнадзе Д.Н., С.Л. Рубенштейн)

«Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» - А.Г. Асмолов.

Личность – это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. Личность моложе индивида, так как человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.

Личность – социальное качество, которое приобретает человек в обществе.

1. Борис Герасимович Ананьев (1907 - 1972) предложил комплексный подход к изучению психики человека, так как психические явления обуславливаются одновременным воздействием многих факторов.

Основные идеи:

- выделял три соподчиненных уровня организации человека – индивид, личность, индивидуальность; при этом индивидуальность рассматривалась как результат взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности;

- индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Человек как индивид обладает определенными свойствами – первичными и вторичными. К первичным относятся индивидуально-типические свойства – конституциональные, нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деформизм и возраст.

- по мнению Ананьева, «начало личности наступает позже, чем начало индивида», оно «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения …, предметной деятельности»; другими словами, созревание личности – это процесс социализации индивида; Понятие «личность» - характеризует человека как социальное существо, в рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер;

- выделял понятие – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целе­направленного поведения и как следствие — преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой чело­века как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

- индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер.

- выступал за создание комплексной дисциплины – человекознания, объединяющей достижения всех наук о человеке (особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст – в контекст человекознания);

- все науки о человеке были сгруппированы им в четыре раздела:

1) человек как биологический вид

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида

3) изучение человека как личности

4) проблема человечества

- рассматривал онтогенетическое развитие человека как последовательную смену стадий или фаз: зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость;

- индивидуальное развитие рассматривал как внутренне противоречивый процесс, зависящий от следующих факторов: наследственность, среда, воспитание и собственная деятельность человека;

- структура личности организуется по двум принципам – субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах.

2. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Он счи­тал, что в основе психической деятельности и поведе­ния человека лежит установка - как целостное неосоз­наваемое состояние, обусловливающее готовность человека к определенному поведению.

Анализ различных концепций зарубежной пси­хологии привел Узнадзе к выводу о том, что во всех существующих зарубежных теориях не преодо­лен «постулат непосредственности». Истоки этого Узнадзе видел в ориентации психологии на естест­вознание, при этом игнорировался субъект деятель­ности — личность. Ответом на преодоление «посту­лата непосредственности» и явилось создание теории установки.

Основные положения теории Узнадзе:

• теория установки явилась попыткой объяснить активность живого организма как целого, а его вза­имоотношения с действительностью — как опосре­дованные особым внутренним образованием — ус­тановкой;

• установка возникает при наличии двух усло­вий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности; внастоящее время говорится также о третьей переменной – психофизиологических условиях;

• согласно учению Узнадзе, установка представ­ляет собой первичное, целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознатель­нойпсихической деятельности и лежит в основе по­ведения;

• при этом выделяются два уровня психической жизни человека: 1) уровень установки, свойственный всякому существу и 2) уровень объективации кото­рый представляет собой «специальное достояние лишь для человека как существа мыслящего, строя­щего основы культурной жизни, как творца культур­ных ценностей»;

• установка рассматривается как внутренняя де­терминация поведения человека.

В настоящее время в школе Узнадзе накопле­но множество экспериментальных данных, созданы оригинальные методы исследования, изучены за­кономерности смены установки, разработана осно­ванная на теории установки система психотерапии — сеттерапия.

Недостатки теории: абсолютизация категории установки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: