«Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» - А.Г. Асмолов.
Личность – это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. Личность моложе индивида, так как человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.
Личность – социальное качество, которое приобретает человек в обществе.
1. Борис Герасимович Ананьев (1907 - 1972) предложил комплексный подход к изучению психики человека, так как психические явления обуславливаются одновременным воздействием многих факторов.
Основные идеи:
- выделял три соподчиненных уровня организации человека – индивид, личность, индивидуальность; при этом индивидуальность рассматривалась как результат взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности;
- индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Человек как индивид обладает определенными свойствами – первичными и вторичными. К первичным относятся индивидуально-типические свойства – конституциональные, нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деформизм и возраст.
|
|
- по мнению Ананьева, «начало личности наступает позже, чем начало индивида», оно «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения …, предметной деятельности»; другими словами, созревание личности – это процесс социализации индивида; Понятие «личность» - характеризует человека как социальное существо, в рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер;
- выделял понятие – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие — преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
|
|
- индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер.
- выступал за создание комплексной дисциплины – человекознания, объединяющей достижения всех наук о человеке (особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст – в контекст человекознания);
- все науки о человеке были сгруппированы им в четыре раздела:
1) человек как биологический вид
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида
3) изучение человека как личности
4) проблема человечества
- рассматривал онтогенетическое развитие человека как последовательную смену стадий или фаз: зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость;
- индивидуальное развитие рассматривал как внутренне противоречивый процесс, зависящий от следующих факторов: наследственность, среда, воспитание и собственная деятельность человека;
- структура личности организуется по двум принципам – субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах.
2. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Он считал, что в основе психической деятельности и поведения человека лежит установка - как целостное неосознаваемое состояние, обусловливающее готовность человека к определенному поведению.
Анализ различных концепций зарубежной психологии привел Узнадзе к выводу о том, что во всех существующих зарубежных теориях не преодолен «постулат непосредственности». Истоки этого Узнадзе видел в ориентации психологии на естествознание, при этом игнорировался субъект деятельности — личность. Ответом на преодоление «постулата непосредственности» и явилось создание теории установки.
Основные положения теории Узнадзе:
• теория установки явилась попыткой объяснить активность живого организма как целого, а его взаимоотношения с действительностью — как опосредованные особым внутренним образованием — установкой;
• установка возникает при наличии двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения этой потребности; внастоящее время говорится также о третьей переменной – психофизиологических условиях;
• согласно учению Узнадзе, установка представляет собой первичное, целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательнойпсихической деятельности и лежит в основе поведения;
• при этом выделяются два уровня психической жизни человека: 1) уровень установки, свойственный всякому существу и 2) уровень объективации который представляет собой «специальное достояние лишь для человека как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни, как творца культурных ценностей»;
• установка рассматривается как внутренняя детерминация поведения человека.
В настоящее время в школе Узнадзе накоплено множество экспериментальных данных, созданы оригинальные методы исследования, изучены закономерности смены установки, разработана основанная на теории установки система психотерапии — сеттерапия.
Недостатки теории: абсолютизация категории установки.