Личность – это симультанный пучок деятельностей.
• личность = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;
• личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;
• антропологические свойства индивида выступают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь формы и способы их проявления;
• личностью не рождаются, личностью становятся
• единицей анализа личности выступает личностный смысл – отношение мотива к цели (т.е. личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека);
|
|
• личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека;
• личность есть специальное человеческое образование;
• реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей;
• становление личности — это становление связной системы личностных смыслов;
• существуют три основных параметра личности:
1) широта связей человека с миром;
2) степень их иерархизованности
3) их общая структура;
• личность рождается дважды:
а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;
б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания.
Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Деятельность — это направленная активность человека. Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности.
|
|
Обращение к деятельности, как присущей человеку форме существования, позволяет изучать такие категории, как:
— внутренний образ предмета;
— совершаемое человеком действие;
— мотив, побуждающий человека действовать (по Леонтьеву, мотив – опредмеченная потребность);
— переживание человеком своего отношения к другим индивидам;
— личностные свойства и притязания человека.
Основной характеристикой деятельности является ее предметность; деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему.
Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду, или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками и т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов, поэтому говорят о полимотивированности деятельности.
В рамках данного подхода обнаруживается, что структурные единицы деятельности подвижны. Если сначала у человека действие вызывалось одним мотивом (прочитать учебник, чтобы подготовиться к экзамену), то впоследствии сама деятельность может оказаться столь интересной сама по себе, вне учебного процесса, что появится другая цель — перечитать всю литературу по данному предмету, например. Такое явление А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель».
Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на самого себя. Деятельность также различают по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т. д.
Отечественная наука представляет в основном деятельностную теорию личности. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется, прежде всего, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а только будучи преобразованными в процессе самой деятельности.
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем рассматриваются в отечественной психологии как наиболее важные для формирования личности.