Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979)

Личность – это симультанный пучок деятельностей.

• личность = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается;

личность есть системное и поэтому «сверхчувс­твенное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойс­твами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида;

антропологические свойства индивида высту­пают не как определяющие личность или входящие в ее структуру, а как генетически заданные условия формирования личности и, вместе с тем, как то, что определяет не ее психологические черты, а лишь фор­мы и способы их проявления;

• личностью не рождаются, личностью стано­вятся

• единицей анализа личности выступает личностный смысл – отношение мотива к цели (т.е. личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека);

• личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека;

• личность есть специальное человеческое образо­вание;

реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятель­ностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей;

• становление личности — это становление связ­ной системы личностных смыслов;

• существуют три основных параметра личности:

1) широта связей человека с миром;

2) степень их иерархизованности

3) их общая структура;

• личность рождается дважды:

а) первое рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений между мотивами, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам;

б) второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Второе рождение личности предполагает наличие самосознания.

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Деятельность — это направленная активность человека. Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности.

Обращение к деятельности, как присущей человеку форме сущест­вования, позволяет изучать такие категории, как:

— внутренний образ предмета;

— совершаемое человеком действие;

— мотив, побуждающий человека действовать (по Леонтьеву, мотив – опредмеченная потребность);

— переживание человеком своего отношения к другим индивидам;

— личностные свойства и притязания человека.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность; деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему.

Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду, или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом об­щения со сверстниками и т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов, поэтому говорят о полимо­тивированности деятельности.

В рамках данного подхода обнаруживается, что структурные еди­ницы деятельности подвижны. Если сначала у человека действие вызы­валось одним мотивом (прочитать учебник, чтобы подготовиться к эк­замену), то впоследствии сама деятельность может оказаться столь ин­тересной сама по себе, вне учебного процесса, что появится другая цель — перечитать всю литературу по данному предмету, например. Такое явление А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель».

Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на самого себя. Деятельность так­же различают по предмету: игровая деятельность, учебная деятель­ность, трудовая деятельность и т. д.

Отечественная наука представляет в основном деятельностную теорию личности. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность — это характеристика, которая присуща только че­ловеческой деятельности и проявляется, прежде всего, в понятиях язы­ка, социальных ролях, ценностях. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непос­редственно, а только будучи преобразованными в процессе самой дея­тельности.

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребно­стях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направ­ленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в со­циальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъ­ект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем рассматри­ваются в отечественной психологии как наиболее важные для формиро­вания личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: