Рассмотрим более подробно характеристики психологического содержания стадий, выделенных А. Н. Леонтьевым

Первая стадия — стадия новорожденного (до 2 месяцев). Ребенок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование кото­рых происходит во внутриутробный период. Нервная система новорож­денного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена.

В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция ожив­ления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на при­ближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не диф­ференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые при­знаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии явля­ются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение ре­акции «оживления».

Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами, и у него формируется восприятие. Особенно активно ре­бенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фикси­рованием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов воспри­ятия. Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во вто­рой половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные пред­метные движения. Укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что, в свою очередь, являет­ся предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретает форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготав­ливает действие ребенка, которое тот выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокуп­ности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «пред­метного» контакта у ребенка начинает формироваться речь.

Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет) характери­зуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения дей­ствительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отно­шением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подра­жание действиям взрослых с ними, т. е. происходит познание предме­тов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны — это раз­витие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами — это манипулирование ими в процессе игры.

Дошкольный возраст (от трех до семи лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограничен­ностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще не доступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоот­ношениями со взрослыми, но и взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого у него теперь есть обязанности перед обществом. От вы­полнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме. Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как само­стоятельная деятельность. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем и происходит бурное развитие про­извольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправ­ленного наблюдения. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Оно становится более связанным, последователь­ным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письмен­ной речью.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего, у него меняются интересы. Детские интересы благодаря развитию познавательных процессов заменяются учебными интереса­ми. Другой особенностью этого периода является то, что на его завер­шающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятель­ностью, а девочки — женской.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит заверше­ние ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «жен­скую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, выска­зывать мысли о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или пе­риод взрослости, и период геронтогенеза.

Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Впервые термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбнико­вым в 1928 г. Данным термином (акме — высшая точка, расцвет, зре­лость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека. В отличие от юношеского периода, акмеологический характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание чело­века, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллек­туальных, творческих, профессиональных достижений.

Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года); старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: