Методы психологического исследования и их применение в деятельности психолога-акмеолога сферы государственной службы

Считается, что все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные два класса методов содержат несколько подгрупп. В своем единстве они образуют следующую систему.*(* Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000.)

В этой системе в класс теоретических методов акмеологических исследований входят:

а) логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент;

б) математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный, кластерный и др.;

в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, системный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.

В класс инструментально-практических методов исследования входят:

а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;

б) методы частых наук:

психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаблюдение, самоотчет, психосемантические);

социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование);

психофизиологические;

в) акмеологически е.

Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии. Таким образом, акмеологическая диагностика отличается от психологической прежде всего своей направленностью на определенные характеристики изучаемого объекта.

Подводя итоги обсуждению применения психологических методов в акмеологических исследованиях и акмеологической практике, хотелось бы отметить, что в этом случае психологические методы не только обретают акмеологическое содержание, но и еще свойство комплементарности, то есть взаимодополнимости. В этом случае метод, применяемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в задачах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооценки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна «разместить» себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.

Важнейшим общенаучным методом, постоянно применяемым в акмеологических исследованиях и при решении практических акмеологических задач, является метод сравнения (сравнительный анализ). Собственно говоря, формирование методической системы акмеологии началось именно с него. На первых этапах становления акмеологии как науки этот метод применялся преимущественно в виде сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности по основным ее структурным характеристикам: общей продуктивности, эффективности действий и операций, алгоритмам решения задач, разнообразию навыков и умений, их гибкости, временным, креативным и иным характеристикам и пр.

В дальнейшем такой сравнительный анализ стал осуществляться не только по данным характеристикам, но и на уровне общей психологической структуры деятельности и ее базисных компонентов (психологических составляющих): характеристикам «образа-цели», антиципации, планирования, алгоритмической основы, принятия решений, эталонам качества деятельности.

Акмеологические инварианты профессионализма можно определять с помощью различных методов психологической диагностики, и их необходимо развивать для достижения высокой продуктивности деятельности. Развитие акмеологических инвариант профессионализма как и личностно-профессиональное развитие в целом может осуществляться с использованием акмеографических методов и формирования алгоритмов продуктивной деятельности.

Исследования мотивационной сферы госслужащих, с целью изменения соотношения мотивов достижений и избежания неудач, изменение ориентации деятельности на общегосударственные интересы. Исследование выбора оптимального пути достижения профессионального успеха (Н.И.Конюхов). Исследование и совершенствование индивидуального стиля руководства на государственной службе также способно повысить эффективность деятельности. Наконец, исследование психологических затруднений госслужащих.

Психологические исследования в практической работе психологов в психолого-акмеологических службах играют огромную роль в совершенствовании работы с кадрами - отбор, подбор, аттестация, в создании проектов профессиональной карьеры, составлении программ личностно-профессионального роста.

Определение характеристик и показателей производится с опорой на традиционные для психологии методы — психодиагностики, наблюдения и интервью, но, как отмечалось, в акмеологическом ракурсе. Исходя из определения профессионализма личности и профессионала, такому сравнению подлежат следующие характеристики:

• психологические профессионально важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа деятельности, а также степень их выраженности;

• мотивы профессиональной деятельности и достижений;

• личностно-профессиональные стандарты и эталоны;

• общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.

Акмеологический анализ — это метод акмеологического исследования, состоящий в «разложении целого на части», то есть выявлении главных акмеологических детерминант развития.

Акмеологическая экспертиза — это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования*.(* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.)

В решении акмеологических задач применяются индивидуальные (с последующим обобщением) и групповые методы экспертной оценки, которые, в свою очередь, бывают:

• морфологическими, основанными на качественно строгих описаниях;

• рейтинговыми;

• проективного оценивания;

• парного сравнения;

• ролевого списка.

Эксперимент в акмеологии рассматривается как метод исследования, в рамках которого акмеолог варьирует условия становления специалиста и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессиональном развитии.

Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности. Кроме того, эксперимент в акмеологии призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию.

В акмеологии эксперимент проводится с непосредственным участием субъекта деятельности и развития в ходе выполнения трудовой деятельности. Такой эксперимент осуществляется в интересах не только акмеолога, проводящего его, а прежде всего — самого субъекта, поэтому экспериментатор и испытуемый являются в нем союзниками, так как у них общие главные интересы. Эта ситуация является в известной мере уникальной, не характерной для других наук.

Эксперимент в акмеологии отличается следующими особенностями:

• объектом является взрослый, уже сложившийся человек, что затрудняет варьирование переменными;

• необходимо согласие испытуемого на варьирование переменными в ходе эксперимента, так как это приведет к его личностным изменениям, возможно, необратимым;

• на личностно-профессиональное развитие оказывают влияние также неконтролируемые переменные, поэтому достигаемые личностно-значимые результаты могут и не соответствовать за планированным;

• не исключено, что некоторые процессы изменений в личностно-профессиональном развитии могут быть скрытно протекающими, что затруднит их контроль и оценку, поэтому в организации акмеологического эксперимента следует особое внимание уделить выбору методов, позволяющих точно регистрировать необходимые параметры.

В процессе акмеологического эксперимента изменениям подлежат следующие свойства и характеристики субъекта развития:

• уровни продуктивности профессиональной деятельности (до высокого и наивысшего);

• уровни зрелости личности (мотивы, отношения, особенности профессионального сознания и пр.);

• психические новообразования, являющиеся своеобразными плацдармами дальнейшего прогрессивного развития;

• этапы становления субъекта деятельности и развития как профессионала.

В настоящее время в акмеологии хорошие результаты дают следующие виды экспериментов: естественный, формирующий и преобразующий. Среди них следует выделить естественный эксперимент, как наиболее соответствующий логике и специфике акмеологических исследований. В нем субъект труда и развития осуществляет свою жизнедеятельность в естественных условиях. Воздействия в нем осуществляются преимущественно на мотивационную и ценностную сферы личности. Важное значение имеют формирующие акмеологические эксперименты, в которых с помощью психологических и акмеологических технологий осуществляется развитие определенных свойств и качеств личности. Преобразующий эксперимент призван осуществлять мысленное моделирование процессов и результатов развития. Данные виды экспериментов решают, если так можно выразиться, тактические акмеологические задачи, поэтому для достижения поставленных целей считается необходимым проведение комплекса акмеологических экспериментов, а не какого-то одного его вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: