Возрастные этапы формирования личности

(периодизация Л. С. Выгодского)

'Название Возраст Ведущая деятельность. Кризис
Раннее детство От 1 года до 3 лет Предметно-манипулятивная деятель­ность. Кризис трех лет: Самоутвержде­ние, «Я — сам», отделение от взросло­го, впервые — ощущение собственной личности
Дошкольный От 3 до 7 лет Игровая деятельность. Включение в группу ровесников в детском саду
Младший школьный От 7 до 10 (11) лет Учебная деятельность. Кризис семи лет — кризис смены деятельности. Ре­бенок начинает заниматься общественнозначимой деятельностью. Формиро­вание произвольности и рефлексии
Подростковый От 10 (И) до 14 (15) лет Интимно-личностные отношения со сверстниками (или общественнополезная деятельность). Формирование подростковой субкультуры. Подростко­вый кризис — протест против взрослой жизни, попытка отделения
Ранняя юность От 14 (15) до 17(1 8) лет Учебно-профессиональнаая деятель­ность. Кризис — выход в жизнь (пози­тивный или негативный выход)

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни пере­живает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета лич­ности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиоло­гические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого дове­рия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, —- недове­рие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители пони­мают ребенка и помогают ему контролировать естественные от­правления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слиш­ком строгий или слишком непоследовательный внешний конт­роль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, свя­занных главным образом со страхом потерять контроль над соб­ственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возра­сте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, спо­собствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, пе­реживание повторных неудач и безответственности могут при­вести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих за­дач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использова­ния средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объедине­ние прошлого опыта подростка, его потенциальных возможнос­тей и выбора, который он должен сделать. Неспособность под­ростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с ко­торым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение де­тей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее раз-

Биологические основы развития и возрастная психология 515 витие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции чело­века и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интере­се к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супру­жеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоя­нии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на суще­ствование лишь для самих себя с риском оскудения межличнос­тных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаме­нует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: