Психолог должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом, в нем он должен найти способ реализации своей потребности в самоутверждении. Именно уровень развития мировоззрения; степень сформированной системы взглядов на мир, общество, самого себя; глубина убеждений определяют выбор места в жизни, отношение к труду и к себе как субъекту профессиональной деятельности.
Труд практического психолога, являясь особым видом деятельности в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Для его анализа как целостного феномена целесообразно выделить следующие стороны (блоки): профессиональная деятельность, профессиональное общение, развивающаяся личность и результаты труда. Все они объединены единой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизации ресурса социального субъекта.
Выделяются следующие виды компетентности:
- специальная - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
|
|
- социальная - владение совместной (групповой, кооперативной) деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностная - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перерасходов времени и сил.
Е.С. Романова к профессионально важным качествам практического психолога автор отнесла такие качества, как:
1) аттенциональные;
2) перцептивные;
3) мнемические;
4) моторные;
5) сенсорные;
6) имажитивные;
7) мыслительные;
8) эмоциональные;
9) волевые;
10) речевые.
Специальной способностью психолога называют талант общения, структурными компонентами которого являются следующие составляющие:
1) умение полно и правильно воспринимать человека;
2) умение понимать внутренние свойства и особенности человека;
3) способность к сопереживанию;
4) умение анализировать свое поведение;
5) умение управлять собой и процессами общения.
В другом варианте к специальным способностям психолога относят:
1) уровень сформированности интерперсональных коммуникативных умений;
|
|
2) уровень сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результату психологической деятельности);
3) уровень сформированности проектных умений.
Так, А.А.Деркач отмечает, что специфические для психолога качества выражают сформированность всех компонентов психики профессионала - психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их характер определяется как природными особенностями человека, так и спецификой его труда.
Так, индивидуально-личностными характеристиками важными для успешной профессиональной деятельности психолога, являются: наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция.
Психологу-исследователю необходимы такие профессионально важные качества, как сдержанность, эмоциональная устойчивость, рационализм, а психологу-практику - готовность к установлению контактов, умение вызывать доверие, слушать и слышать, понимать внутренний мир людей, быстрая ориентация в ситуации, эмпатичность, выраженные проективные способности, рефлексия, эмоционально-волевая стабильность.
Критериями становления субъектности психолога являются:
1. выраженная мотивация и направленность личности студента на овладение профессией психолога в процессе обучения;
2. осознанность профессионально-гуманистических ценностей, включая самоценность человеческой личности и ее постоянного развития и совершенствования;
3. результативность учебно-профессиональной деятельности (как ведущую деятельность данного этапа возрастного развития личности);
4. открытость практическому опыту и освоение квазипрофессиональных видов деятельности. Данный критерий отражает меру включения во внеучебные формы деятельности, формирующие социальный и профессиональный опыт студента как субъекта.
5. выраженность профессионально важных качеств психолога в структуре его личности.
6. сформированность профессионально-психологической культуры
7. сформированная профессиональная идентичность. (Профессиональная идентичность – профессиональный образ «Я», включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я»)
Основные критерии акме-ориентированного процесса развития психолога как субъекта профессиональной деятельности:
- мотивационные (положительное отношение к профессии, активность и стремление к самореализации);
- регулятивные (положительное отношение к профессиональному сообществу и к руководителю, благополучие в семейных отношениях);
- эмоционально-волевые (удовлетворенность своей профессиональной деятельностью);
- оценочные (высокий уровень личностной и профессиональной самооценок; умение оценивать и решать профессиональные и личностные проблемы);
- когнитивные (знания организационно-содержательных аспектов труда)
Е.А.Климов подчеркивал, что постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала-психолога. Развитие психолога как субъекта профессиональной деятельности - это динамичный, двунаправленный процесс, включающий в качестве взаимодействующих элементов: непосредственное окружение (семья), профессиональное сообщество, профессиональную деятельность, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой человек живет. Все эти взаимодействия - и личные перемены, которые из них протекают, - продолжаются в течение всей жизни. Для того чтобы достичь оптимального творческого потенциала и наивысшей продуктивности труда психологу (акмеологического инварианта) необходимо видеть и оценивать себя как субъекта профессиональной деятельности в настоящем, учитывать прошлый опыт, а также перспективы развития своего будущего
|
|