Глава III________________________________ 313
имєют чисто абстрактний характер. В действительно-сти ни право, ни мораль не существуют в таком чистом виде, и если би ми стали настаивать, например, на безусловно принудительном характере права, ми тотчас бьі убедились в невозможности провести зтот признак до конца. Ми нашли би, что одно принужде-ние не может служить достаточной опорой права и что в некоторих случаях оно совершенно отсутствует, не отнимая, однако, у права свойственного ему значення, и именно потому что в действительности право суще-ствует лишь в союзе с другими силами жизни.
Само название, которое употребляет Гегель для обозначения права в его обособленном виде, сразу по-казьівает, как он понимает его сущность. «Баз аЬзЬгас-Іе Кеспї» — зтим сказано все. Взятое само по себе, независимо от других общественньїх и нравственньїх отношений, оно представляет возможность без действительности, случайность без необходимости. Оно является внражением воли отдельньїх лиц и в своем содержании вполие определяется естественньїми по-буждениями человека. Общий принцип права имеет позтому чисто формальний и отрицательний характер. Его можно виразить так: «Будь лицом и уважай других как лица». Зто — принцип чисто отрицательний, запрещающий нарушать чужую свободу, но не дающий никаких положительньїх указаний. Из абстрактного понятия личности и нельзя вьівести таких указаний. Вот почему определения абстрактного права являются для человека простой возможностью и имеют характер полномочий или дозволений. Нет никакой необходимости в том, чтобьі я преследовал своє право, ибо зто лишь одна сторона целостного
|
|
314_____________________________ П. И. Новгородцев
отношения. Когда весь интерес сводится к формальному праву, то настаивание на нем может бьіть простим упрямством, как зто часто и бьівает при ограни-ченном уме и сердце: грубий человек всего более упор-ствует на своем праве, тогда как более широкий взгляд видит и другие сторони предмета. Необходимость в зтой сфере относится лишь к отрицательному моменту, в котором вьіражается запрещение оскорблять чужую личность.1
Первьім и основним проявлением абстрактного права Гегель считает собственность. Для того чтобн проявить себя в действительности, личность должна иметь внешнюю сферу для своей свободьі, и так как вещи представляют нечто безличное, несвободное и бесправное, то человек может подчинять их себе и употреблять для своих целей.2 По поводу облада-ния внешними предметами лица вступагот во взаим-ние отношения, которьіе определяются договором. Зто — другой вид абстрактного права. Необходимость договоре, как и собственности, становится по-нятной с точки зрения свободи, проявлением кото-рой они служат.3 Но содержание свободи определя-ется здесь не общими началами, как на висших ступенях, а усмотрением лиц, и потому остается слу-чайньїм. Договор об^единяет отдельние воли, но и он зависит от частного усмотрения. Здесь возможньї столкновения, ведущие к нарушению права (ІТпгеспі).
|
|
1 РШІоворЬіе (Іез КесМз. § 34-38. Ср.: § 127: «Баз ЬеЬеп
аів СезаттЬЬеН йег 2шеске па* еіп КесЬі £е£еп (іаз
аЬвігасіе КесЬи.
2 ІЬігі. § 41-44.
ЧШ. §45-71.
Глава III________________________________ 315
Зто — третье проявление личной свободи, которое представляет собою отрицание чужой свободи, и потому само должно подвергнуться отрицанию. Против принуждения должно бить употреблено принужде-ние. Вследствие зтого право по необходимости явля-ется принудительним.1
Сходясь в зтом отношении с Кантом и полагая, по-добно ему, в принуждении главньїй признак отличия права от морали, Гегель замечает, однако, что опреде-лять зтим признаком право с самого начала — значит брать его со сторони того последствия, которое насту-пает лишь в результате его нарушения.2 Позтому в своем виведений права он уделяет атому моменту вторич-ное и производное место. Здесь опять-таки следует отметить его стремление брать определяемьіе понятия в их общей связи и основе и, указивая частнне признаки различия, не настаивать на их исключительном значений. Вся характеристика права у Гегеля вследствие зтого безусловно виигривает.
Но здесь же, на виведений основних понятий абстрактного права мьі видим и слабую сторону Гегеле-вой методи: искусственность переходов от одного понятия к другому. Диалектическая метода требовала восхождения с одной ступени на другую, но Гегелю далеко не всегда удавалось подобрать в области конкретних наук подходящие звенья диалектического ряда. Били неизбежни натяжки и искусственнне связи. В данном случае зто заметно уже при переходе от собственности к договору, от договора к яарушению
1 РЬПозорпіе сіез КесЬЬз. § 81, 86, 92, 93, 94. 2ІЬМ. § 94.
316_____________________________ П. И. Новгородцев
права: путь, связьівающий зти понятий, далеко не представляется ясньїм и бесспорньїм. Еще менее ясна связь, с помощью которой совершается переход от права к морали как к следующей и вьісшей ступени в развитии свободьі. Связь устанавливается через момент нарушения права, при обсуждении которого ока-зьівается необходимьім рассмотрение внутренней сто-роньї действия.1 Вьіходит так, будто бьі переход к морали устанавливается через понятие преступления, что представляет явную натяжку.2 Как и следует ожи-дать, понятие субгективной морали не нашло у Гегеля должного развития. Но интересно видеть, что, несмот-ря на критическое отношение к Канту, он во многом повторяет здесь его положення.
В области морали личность переходит к внутрен-нему самоопределению. Право представляет для нее внешнюю сферу, важную как первая ступень в ее раз-
1 РНііозорЬіе «ієн Кеспіз. § 102-104.
г На ато указьівает, между іірочим, и Б. Н. Чичерин (Ис-тория политических учений. Ч. IV. С. 597), в общем прини-мающий все основньїе подразделения Гегеля (ер. его «Фило-софию права». М., 1990). Но здесь следует устранить один упрек, которьій иногда делаетея Гегелю в отношении к диа-лектическим переходам (между прочим, в нашей литерату-ре Сергеевичем, в его соч. «Задача и метода гос. наук»). Иногда представляют дело так, будто бьі, по Гегелю, последую-щая диалектическая ступень уничтожает предьідущую. Зто понимание, совершенно чуждое Гегелю, основано просто на неподходящем для данного случая переводе немецко-го «аиГЬеЬеп». ВГегелевой логике зто означает «снимать» — снимать в односторонности, с чем связано также сохранение и возвьішение данной ступени, с помощью восполнения ее новой. См. раз'ьяснения Куно Фишера. 8. 441-442.
|
|
Глава III________________________________ 317
витий. Но далее необходимо, чтобьі воля сознала свою свободу в себе, в своем внутреннем мире: только в зтом случае свобода может бьіть действительной вполне, ап ипб іиг зісЬ. Моральная точка зрєния представляет собою право субьективной воли признавать только то, что она считает своим. Зто — право самоопределения, в котором проявляетея вьісокое достоинство челове-ка. Видя в зтом, подобно Канту, основной принцип морали, Гегель вносит в него одну существенную поправку. По его мнению, моральная точка зрєния не исключает суб'ьективного удовлетворения, а требует только согласования личньїх целей с общими. Он ви-дит в зтом результат абстрактного взгляда — изобра-жать мораль как враждебную борьбу с личньїм удовлет-ворением и требовать, чтобьі обязанность исполня-лась с отвращением, «тН АЬеспеи ги іЬип, теаз діє РШсЬІ; £еЬеаЬ».1 Но признавая всю важность субьек-тивно-морального принципа самоопределения, Гегель замечает, что зто — принцип чисто формальний, ли-шенньїй определенного содержания и потому неиз-бежно требующий восполнения. В зтом первом проявлений своем в единичной воле самоопределение не совпадает еще с об'ьективно-разумной основой воли и потому представляется в виде долженствования или требования. Из субьективной воли одинаково вьіте-кают как моральньїе, так и антиморальньїе действия. В зтой области самоопределение являетея исканием и деятельностью, которьіе не могут прийти ни к чему определенному. Только в своем общественном осуще-ствлении нравственная воля становитея тождественной
1 РМІоворЬіе сіез КесЬіз. § 105-107, 124.
318 П. И. Новгородцев
со своей разумной основой. То, что должно бьіть с точки зрения личной морали, здесь является достигну-тьім (в виде учреждений и нравов, в которьгх вопло-щается нравственньш дух).1
Таким образом, право не признавать ничего, что не кажется мне разумньш, єсть вьісшее право суб*ьекта, но вместе с тем, вследствие своего субьективного ха-рактера, оно остается чисто формальним и лишенньїм твердого содержания. Субьективное решение может одинаково и вказаться истинньїм, и бьіть личньїм мне-нием и ошибкой. Возможность таких ошибок обнару-живает недостаточность субт>ективно-моральной точки зрения, которая получает для себя твердьіе основьі только в общественной нравственности — в законах и нравах.2 Йдея добра как общего начала присуща и субьективной воле; но так как ата воля может от-клоняться от него, оно является для субьекта в виде обязанности. Долг ради долга — таково общее опре-деление зтой идеи в отношении к суб-ьекту. Кантов-ской философии, говорит Гегель, принадлежит заслуга вьідвинуть зто значение обязанности и указать ее корень в чистом и безусловном самоопределении воли. Но поскольку зта философия остается на почве субт>ек-тивной морали и не переходит к общественной нравственности, она низводит своє приобретение к пустому формализму и нравственную философию к разгла-гольствованию о долге ради долга. Вьівести отсгода конкретніше обязанности невозможно.3
|
|
1 РЬііоворМе <іез КесМз. § 108. г ІЬісі. § 132. 3 ІЬІгі. § 133, П.
Глава III________________________________ 319
Здесь перед нами воспроизводится еще раз основ-ное разногласие Канта и Гегеля. В изложенньїх только что определениях мьі видим стремление признать заслугу суб-ьективной морали и оценить провозглаша-емое ею безусловное достоинство личности. Но при-знавая принцип субьективного самоопределения, Гегель тотчас же его и ограничивает. Для него бьіло важно решить, в каком отношении находится зтот принцип к условиям морального прогресса, к действи-тельному осуществлению в мире добра, и в результате рассмотрения оказьівалось, что формальний принцип автономии не дает для зтих целей никаких поло-жительньїх начал и требует своего восполнения точкой зрения общественной нравственности. Отсюда нрав-ственньїй закон получает и содержание и силу для своего осуществления. Над личньїм нравственньш убеж-дением должен стоять общий нравственньш дух.
В зтом заключении бьіла и верная, и ложная сторона. Несомненно, что субьективяьій принцип самоопределения не может бьіть источником для вьіведе-ния содержания морали и что зто содержание она получает из общественной жизни. Несомненно также, что нравственньїй прогресе достигаетея не одним личньїм совершенствованием, но также и улучшением общественньїх форм, ереди которьіх вьірастает лич-ность. Указать зтот необходимьій переход от субт,ек-тивной зтики к об-ьективной представляет бесспорную заслугу Гегеля. Но в зтом переходе он не избег одного существенного недоразумения, которое необходимо здесь отметить.
Если бесспорно, что содержание морали черпаетея из общественной средьі, воспитьівающей человека,
320_____________________________ П. И. Новгородцев
то отсюда не следует, чтобьі общественньїй авторитет являлся вместе с тем и основанием морали. Вьіс-шим критерием здесь всегда остается собственное убеждение личности, которая может подвергать кри-тике всякоє данное содержание. Нравственньїй прогресе совершаетея только в обществе, и без твердих начал, вьірабатьіваемьіх общественной жизнью, субт>ек-тивная мораль окажетея бессодержательной; но нрав-ственное оправдание своє личность получает не отсюда, а из суда собственной совести.1 Если, как за-мечает Гегель, личная совесть может склоняться и ко злу, то зто вполне применимо и к общественной нравственности. Тот нравственньїй дух, которьій во-площаетея в учреждениях и нравах, может подвер-гаться искажениго, и во всяком случае он подлежит совершенствованию и развитию, а следовательно, ко-лебаниям и сомнениям. По отношению к зтой крис-таллизованной нравственности, вьілившейся в опре-деленньїе формьі, нравственное сознание личности, как справедливо говорит Гегель, єсть «чистое беспо-койство и искание»; но в атом именно и сказьіваетея его превосходство. Задача нравственной организации общества, по сравнению с нравственньїм призванием лица, єсть задача низшего разряда.2 Нравственньїй закон приспособляетея здесь к разнообразию змпи-
Глава ІІІ________________________________ 321
рических условий и к изменчивьім общественньш от-ношениям и в з-том историческом своем проявлений никоим образом не может служить для личности без-условной нравственной опорой. Напротив, в зтом вре-менном проявлений он сам подлежит ее суду, вьіте-кающему из того постоянного искания новой и вьіс-шей правдьі. У Гегеля отношение представляетея об-ратньім: твердьіе основьі общественной организации ставятея вьіше личного сознания.' В зтом пункте его учение встречает возражение даже со стороньї тех, кто склонен вьісоко ценить его заслуги. Как замечает про-тив Гегеля Чичерин, «не лица существуют для учреж-дений, а учреждения для лиц. От них исходит и со-вершенствование учреждений. Последние развивают-ся и улучшаютея именно вследствие того, что лицо отрмваетея от существующего порядка и пред'ьявля-ет свои требования и свои права».2 В противополож-ность Гегелю следует признать, что для нравственно-го развития не менее чем связь с общей нравственной субстанцией и не менее чем спокойная преданность общим установленням важньї конфликтьі общественной жизни и столкновения различньїх обязанностей. Сложность жизненньїх отношений обусловливает постоянньїе сомнения и колебания в нравственньіх вопросах, но в зтом процессе внутренней борьбьівьі-
1 Современньїй кантианец вслед за Гегелем готов повто
рить: «АПе ішзеге ЗіШісіікеіЬ ч/иггеіі іп гіег ЗіНе», но вьі-
водя содержание нравственности из общества, он над са
мим обществом ставит внешую норму. См.:
Ргаіиіііеп. 8. 292-295.
2 См.: Чичерин Б. Н. Философия права. С. 223.
1 По характерному виражений) «Феноменологии духа»,
йіе ЗШНсЬе Оезіппипе ЬезіеЬі еЬеп йагіп іп Йет їезї ги
ЬеЬаггеп,»аз Йаз КесЬіе їзі, ипй аісп аііев Ведае^епе,
Кйііеіпз ипсі 2игС1скїйпгепз ііезвеіЬеп ги епїЬаііеп (8. 325).
Зти слова могли бьі служить зпиграфом к Гегелевой «Фи-
лософии права».
2 См.: Чичерин Б. Н. Философия права. С. 224-226.
32 2_____________________________ П. И. Но вгородцев
растает нравственная личность. Не бесспорной мора-лью преданий, а сложньїм и трудньїм искусством, рядом творческих актов является личная нравственная жизнь в развитом обществе. Новейшей моральной философии принадлежит заслуга подчеркнуть зтот факт и противопоставить его прежнему ученню зти-ческого монизма.1
Обращаясь к тем философским основаниям, на ко-торьтх утверждается атический монизм Гегеля, мьі прежде всего должньї припомнить, что все исследо-вание общественной нравственности ведется нашим философом на некоторой идеальной вьісоте. Отноше-ние лица к обществу очищается здесь от временньїх колебаний и берется в смисле естествеиной гармонии, установляемой сущностью абсолютной нравственности. Зтот идеальньїй характер построения еще более подчеркивается одним разьяснением, которое могло бьі нарушить цельность всей системи, если бьі оно не осталось случайной оговоркой, не получившей даль-нейшего развития. В зпохи, когда действительность представляет линіенное смьісла и шаткое существова-ние, личности, по словам Гегеля, может бьіть дозволено уйти из действительной жизни во внутреннюю. Следовательно, гармония личности со средой не все-гда соответствует историческому положенню вещей? Гегель приводит в пример положение Сократа среди распадающейся афинской демократии и свою соб-ственную зпоху, когда, по его словам, нет более ува-
4 Здесь в особенности следует указать на Зиммеля. См. поставку вопроса в его «ЕіпіеНип£ іп діє МогаІ\¥і88еп-зеЬаП». Всі. II. 8. 380-426.
323
жения к существующему-1 Тут мьі встречаемся снова с тем непобедимьім дуализмом абсолютной идеи и нера-зумной действительности, о котором Гегелю прихо-дилось говорить еще в «Логике». Но здесь, как и там, зто невольное признание бросается вскользь, чтобьі затем уступить место системе абсолютного идеализма. В «Философии права», как и в «Логике», в основу построения кладется понятие абсолютного духа, прояв-ляющего себя в действительньїх отношениях. В уч-реждениях и общественном бьіте присутствует живая сила абсолютной идеи. Личность должна преклонить-ся перед нею и признать своє бессилие.
Но помимо атого специального основания, вьітека-ющего из системи абсолютного идеализма, в построе-нии Гегеля бьіла еще одна причина, об-ьясняющая его тенденцию к подчинению личности обществу.2 Я имею в виду тот основной прием его исследования, которьш мьі обозначили вьіше именем социально-философско-го рассмотрения. Для него бьіл прежде всего важен социальньїй прогресе и те сильї, которьіе двигают его. Зто бьіла генетическая проблема, а не зтическая в строгом смьісле зтого слова. Но все исследования зтого
1 РЬііозорЬіе ЙЄ8 КесЬЬа. § 138, 179: *Киг Іп 2еі1;еп, шо
(ііе ЛІУ'ігкіісНкеіі еіпе ЬоМе £Є8І—ипсі ЬаНип^ніозе. Ехізіепг
ізЬ, та§ єн сіет ІпсііуШиит еевіаНеі зет, апз гіег луігкіі-
сНеп іп Йіе іппегіісііе. ЬеЬепйі^кеіЬ гигискгиШепеп».
2 Само собою разумеетея, что кроме излагаемьіх здесь
философеких оснований, об'ьясняющих построение Геге
ля, бьіли свои исторические причиньї, в свете которьіх
можно представить его доктрину. В задачу моего иселедо-
вания не входит историческая точка зрения. Моя цель —
указать, в какие логические формьі облекалась у Гегеля
его система идей.
324_____________________________ П. И. Новгородцев
рода, берущие личность как звено общего развития, имеют естественное стремление поглощать ее в той общей связи, в которую они ее приводят. Личность становится не более как точкой скрещивания обще-ственньїх сил и сохраняет значение лишь в той мере, в которой она воспринимает и передает социальнне воздействия. То, что может бить в ней своего и осо-бенного, остается за пределами социально-философ-ского рассмотрения, которое не имеет поводов зтим интересоваться. Проблема индивидуализма получает признание и освещение только на почве зтического рассмотрения, которое, так сказать, вьірьівает личность из истории, из общества, из естественного хода собьітий и провозглашает ее свободньїм и абсолютним центром самостоятельнмх определений.1
1 Нападки на социологию из-за того, что она «отрицает индивидуализм» (см., например, в нашей литературе Б. Н. Чичерина (Философия права) или во французе кой Непгі МісЬеі (Ь'Шее гіе Геіаі. Рагіз, 1897; Веигіапі, Ье йгоіі іпсіпгісіиеі є*. Геіаі. Рагіз, 1891. Оеихіете есіШоп), имеют свои оснований до тех пор, пока не определенн точно зада-чи и предельї социологического рассмотрения. Социология, собственно, не отрицает индивидуализма, а признает его проблему стоящей вне круга своей компетенции. В русекой литературе ми имеем ясное и популярное разт>яснение со-циологической точки зрения на личность в книге г-на Бер-дяева (Суб^ективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901). Г-н Бердяев справедливо утверж-дает, что «для социологии в личности нет другого содержа-ния, кроме того, которьгй вкладьівает в нее социальная ере-да», но делает к зтому оговорку: «Так смотрит на личность социологическая наука. Но само собою разумеетея, что в каждой личности єсть такой индивидуальньій остаток, ко-торьій неразложим на социальную ереду и не поддаетея
Глава III 325
После всех зтих разт>яснений мьі знаєм теперь, что означал для Гегеля яереход от суб'ьективной морали к обьективной. Для него ато бьіл необходимьій шаг, подсказьівавшийся и системой абсолютного идеализ-ма, и задачей его зтического иселедования. Ми знаєм, что та гармония личности с обществом, которая лежит в основе его обьективной зтики, имеет не ис-торический, а идеальньїй смьісл. Нам не трудно будет теперь понять ту апологическую картину слияния личности с обществом, с которой начинаетея отдел обьективной нравственности. Невольно припомина-етея при зтом юношескяй очерк философа с его вос-торженньїми гимнами абсолютному духу. Государство и общество, о которьіх говоритея в зтом отделе, суть вираження воли Божьей на земле- Здесь принимают-ся во внимание не обичньїе змпирические явлення, а нравственньїе основи их. Идея государства в его нравственном и разумном значений — вот что служит точкой исхода для предлагаемого построения.1
научному анализу. Зто индивидуальное дорого каждому человеку как его собственное переживание, и воспроизве-дено оно может бьіть только в искусетве» (С. 147, текст и примеч. 3). Произведя дальнейший анализ в том направлений, которое указьіваетея зтой оговоркой, г-н Бердяев мог бьі прийти к постановке проблеми индивидуализма на иной почве, но вместо зтого он склоняетея к полному ее устране-нию (С. 170). Ср. по зтому поводу замечание г-на Струве в предисловии к книге Бердяева. С. ЬІХ.
1 См.: РЬіІозорЬіе сіез КесМз. § 258. 8. 313: «Еб І8* дег Оап^ ОоіЬез Іп йег \УеІІ, йанг сіег Зіааі із*: зеіп Огипй ізі гііе Сешаіі; <іег зісЬ аіз \^Ше уегшігкііспепгіеп Уепшпїі. Веі Йег 1<1ее <1е8 Зіааіез пшзз тап пїсЬі Ьезопсіеге Зіааіеп уог Аи&еп ЬаЬеп, тап тизз уіеітеЬг гііе Ігіее, сііевеп шгкіісЬеп Соіі, іпг зісії ЬеігасЬЬеп».
326_____________________________ П. И. Н овгородцев
Зтим об'ьясняется, что в изображении Гегеля не-избежная и бесспорная связь личности со средой получает некоторьій особьій и безусловньїй смьісл. Она приобретает характер вьісшей нравственной прав-дьі. Общественная среда представляется живьім во-площением идеи добра, которая без зтого остается аб-страктной и бессильной. Чистая субьективность лишает человека твердих основ, и у него может воз-никнуть такое страстное стремление к об'ьективно-му порядку, что он будет готов скорее унизиться до полной и рабской зависимости, только бьі избегнуть зтой муки, проистекающей от внутренней пустоти и бессодержательности. Но подчиняясь атому порядку, личность находит в нем своє собственное существо. Обьективная нравственность не єсть нечто чуждое субьекту. Создавая для него обязанности, она не огра-ничивает, а скорее освобождает его — освобождает от подчиненности непосредственньїм влечениям и от гне-та субьективной неопределенности. Она указьівает ему путь к вьісшей нравственной свободе и, воспитьі-вая его характер, превращает простую склонность к добру в постоянную добродетель, делает ее правом, привьічкой, второй природой.1 Таким образом, вмес-те с торжеством и осуществлением обьективной нрав-ственности получает твердую почву и суб'ьективная мораль. Своеволие отдельного лица, стоявшего в про-тивоположности к общему порядку, исчезает. Субьективность, зта необходимая почва для бьітия свободьі, становится адекватной самому понятию и существу
РНіІозорЬіе гіез КесЬіз. § 142-151.
Глава III 327
свободи. Вследствие зтого право лиц на субьективное определение получает реальное значение; свобода их становится настоящей, и они вступают в действитель-ное обладание своим собственньїм существом, своей внутренней всеобщностью.1
Такова картина гармонического сочетания лиц с общей нравственной субстанцией, изображаемая Ге-гелем. В своих существенньїх чертах зта картина уже знакома нам по одной из его ранних статей. Уже то-гда Гегель говорил, что нравственность человека єсть биение пульса целой системьі, и цриводил старое из-речение, повторяемое имсновав «Философииправа», что воспитание к добродетели дается принадлежно-стью к хорошему государству.2 Итак, мьі как будто бьі снова находимся на почве прежних трактатов с их склонностью к античним образам и идеям. Гайм ду-мает даже, что именно в «Философии права» достига-ет своего кульминационного пункта торжество античного принципа над новьім, римско-греческого — над германским. Но произведя внимательньїй анализ отого сочинения, мьі скорее убеждаемся в том, что оно представляет собою замечательную попьітку философ-ского построения нового государства. После тех исто-рических исследований, которьіе раскрьіли для Геге-
1 РЬііозорМе йез КесЬіа. § 152-154.
2 Замечаем здесь, что в зтом изречении, как приводит
его Гегель, нормальній средой для воспитания лиц счита-
ется хорошєе государство. Все построение предполагает
идеальнне условия жизни. Сравнительно с прежней ста-
тьею, разиица состоит в том, что понятие организованно-
го народа заменяется теиерь более определенньїм понити-
ем государства.
328 П. И. Новгородцев
ля существенное отличие нового мира от древнего, он не оставлял уже мьісли о самостоятельном призваний и значений нового государственного бьгга. Он продол-жал думать — согласно с тем, что вьісказал в «КгШк (Іег гіеі^вспеп Уегїаззшіе», — что в Новое время через посредство германцев раскрьівалась третья универ-сальная форма мирового духа. «Философия права» хочет бнть собственно изображением зтой третьей заключительной фази истории, представляющей примиренне человеческого духа с божественним и свободи с обьективньїм порядком. Все время у него перед глазами тип нового государства — «йег аиз£еЬІ1-гіеіе Зіааі; ипзегег 7,еії» — с развитием частньїх интере-сов и общественной жизни, с господством свободньїх форм и представительного начала. Он так часто де-лает оговорки об отличии зтого нового бьіта от древнего, что получается впечатление, как будто би в проведений зтой параллели он видит одну из главньїх задач своего труда.1 Для него бьіло ясно, что в Новое время приобрел особое значение принцип субт.ек-тивного самоопределения. В зтом именно он полагал существеннуюособенностьновой истории. Нов «Фи-лософяи права», как и во всей своей системе, он хочет особенное и субт»ективное вьівести из общего и абсолютного, указать их естественную гармонню, их способность к полному слиянию и примиренню. Он полагает, что право лиц на индивидуальность за-
1 Укажу некоторьіе места из «Философии права», где проводится зта параллель: 8. 14, 16, 81, 162, 175, 241, 243, 261, 304, 315, 318-319, 348, 352, 363, 383, 384, 401, 403.
Глава III________________________________ 329
ключено в общей нравственной субстанции и что частньїе цели и стремления силою вещей сводятся к общему началу, которое сохраняет над ними своє могущество.
Конечно, зтот способ сочетания общего с частньш через возведение их к вьісшему единству абсолютного в сущности приводил к преобладанию первого над вторьім. Мьісль о гармонии лица с нравственньїм порядком получала слишком аподиктический и без-условньїй смьісл. Историк справедливо откроет во всей зтой концепции чертьі реставрационного настро-ения и отметит в ней призвів к смиренню безгранич-ной свободьі перед об'ьективньїми началами жизни. Но, вскрьівая зти реставрационньїе мьісли системьі, не следует забивать, что они вводятся здесь в более общий философский контекст, цель которого сочета-ет частное с общим, свободу с законом, личность с го-сударством. У Гегеля било несомненное желание признать и об'ьяснить принцип свободьі как неотьемле-мьій момент нравственного развития. Согласно с его диалектической схемой, субт>ективность єсть необхо-димая почва для бьітия свободи и необходимое тре-бование нравственной идеи; но она должна прийти всвязь с об'ьективньїм порядком, чтобьі стать дей-ствительной. Нельзя не видеть, что реставрационнме формульї здесь значительно расширяются и получа-ют более общий философский смисл. Лишним под-тверждением зтому служит то обстоятельство, что концепция Гегеля и до сих пор сохраняет черти жи-вой мьісли, которую можно критиковать и находить односторонней, но нельзя отвергнуть целиком и спол-