Целевые денежные фонды представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств, направленных на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках экономического и социального развития.
Страховой взнос в государственные социальные внебюджетные фонды в материальном аспекте – это сумма, периодически вносимая страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.
Страховой взнос в государственные социальные внебюджетные фонды в правовом аспекте – это вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативных правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсию, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.
Расчетный период по страховым взносам - календарный год.
Отчетные периоды по страховым взносам - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Т рудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.
Список литературы
Нормативные акты:
1. Конституция РФ
2. Бюджетный кодекс РФ
3. Налоговый кодекс РФ
4. ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
5. ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
6. ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в РФ»
7. ФЗ от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «Об основах обязательного социального страхования»
8. ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.11.2009) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
9. ФЗ от 28.11.2009 № 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 20011 и 2012 годов»
10. ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
11. ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»
12. ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.11.2009) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
13. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009)
14. Закон от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
15. Указ Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»
16. Указ Президента РФ от 29.06.1998 № 729 «Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
17. Указ Президента РФ от 07.08.1992 № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (в ред. от 05.08.1995)
18. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 (ред. от 05.08.2000)
19. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (ред. от 24.03.2001)
20. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».
21. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 19.11.2008)
22. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (ред. от 22.06.2009)
Литература:
1. Александрова А.В. Реформирование пенсионного законодательства США в условиях глобализации // Социальное и пенсионное право. 2009. № 4.
2. Борисенко Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России // Вопросы экономики. 2004, № 7
3. Дробышева Л.В. Законность функционирования муниципальных внебюджетных фондов. // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2009, № 1
4. Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право, 2009, № 1
5. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
6. Забарчук С.Е. Актуальные вопросы административно-правового статуса Пенсионного Фонда Российской Федерации. // Административное право и процесс. 2006. № 2
7. Забарчук С.Е. Актуальные вопросы правового регулирования финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов. // Юридический мир. 2006. № 3
8. Зобова Е.П. Отмена ЕСН: новые страховые взносы // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 6
9. Зырянова Т.В., Кот Е.М. Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально ориентированной рыночной экономики. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 1
10. Зырянова Т.В., Кот Е.М. Полномочия и контрольные функции в сфере пенсионного страхования. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008, № 6
11. Карашев К.В. О банковских счетах Пенсионного фонда России. // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2008. № 2
12. Мадатов А.А. Правовое положение ПФР // Законодательство. 2002, № 12
13. Мачкасов А.И. Частноправовая природа обязательного государственного страхования // Юридический мир. 2009. № 12
14. Савельев Р.И. Понятие и структура финансового механизма формирования и использования внебюджетных социальных фондов. // Финансовое право. 2008. № 6
15. Финансовое право. / Под ред. И.Ш. Килясханова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007
16. Финансовое право. / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2007
17. Цыганков Э. Подъем с переворотом. Взносы во внебюджетные фонды 10 лет спустя // ЭЖ-Юрист. 2009. № 38
Доцент кафедры
административного права,
кандидат экономических наук, доцент
майор милиции О.В. Курбатова
[1] поступившие в соответствии с ФЗ от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
[2] в соответствии с ФЗ от 29.12. 2006 № 256-ФЗ (ред. 25.12.2008) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
[3] Далее – закон о страховых взносах № 212-ФЗ
[4]В соответствии со ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2009 года МРОТ составляет 4 330 руб в месяц.
[5]В соответствии со ст. 4 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
[6] В данном случае речь идет о лицах, добровольно вступающих в отношения пенсионного страхования.
[7] утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».
[8] Внесены Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ (ред. от 27.07.2006) «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Российская газета. № 256, 31.12.2002; № 164, 03.08.2004; № 165, 29.07.2006
[9] Российская газета. № 60, 27.03.2001; № 188, 31.08.2004