Значение игры в развитии дошкольника

Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подра­жания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятель­ность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых лю­дей, ребенок эмоционально отзывается на нее, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра спо­собствует развитию его познавательных и нравственных сил.

В развернутой форме игра — это коллективная деятель­ность, в Которой дети осваивают социальный опыт челове­ческих отношений. Усвоение этого опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности, инициати­вы, организаторских навыков. Использование игры в педа­гогических целях лишь усиливает социальный аспект дан­ной деятельности.

В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические особенности детей. Об этом свидетельству­ет появление в детской среде вожаков, специфичное поведе­ние застенчивых, малообщительных детей. Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуальные различные ступени разви­тия. Учитывать эти особенности онтогенеза позволяет игро­вая деятельность.

В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, вы­работанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целе­направленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в коррек-ционной работе с заикающимися детьми. В процессе игро­вой деятельности естественно, тонко и ненавязчиво воспи­тывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания явля­ется основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы опосредованного взаимодействия людей — вербальную форму, жесты, мимику, пантомимические движения, голосовые реакции и др.

Чтобы использовать игровую деятельность в коррекцион-ных целях, необходимо дифференцированное изучение по­ведения заикающихся детей в играх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: