Логопедическая работа

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста является одним из наиболее значительных разделов комп­лексной терапии заикания. Значение логопедической рабо­ты, ее многогранность у дошкольников определяется еще и тем, что без нее практически невозможно совсем или надол­го устранить заикание.

Дошкольный возраст — это ответственный период в фор­мировании и развитии речи ребенка; его можно назвать пе­риодом познания. В эти годы ребенок неустанно обогащает свой словарный запас благодаря активным, настойчивым вопросам. Освоение языка позволяет детям свободно рассуж­дать и, главное, свободно общаться. <...>

Если же в эти годы у детей возникает заикание, оно по­чти всегда отразится на развитии характера, личности и на формировании речи. Нередко речевое развитие задержива­ется. Основной причиной нарушенного речевого развития можно считать затруднения, возникающие у заикающихся детей во время речи. Им особенно трудно пользоваться спон­танной речью, нарушение коммуникативной связи мешает им задавать вопросы, словарный запас в таких случаях по­полняется медленно. Всякая задержка в развитии речи, будь то плохое понимание, малый запас слов, понятий или раз­личные виды косноязычия, затрудняет общение ребенка с детьми и в какой-то мере исключает его из игр и занятий в коллективе. Логопедическая работа направлена на развитие и перевоспитание речи заикающегося ребенка и на форми­рование его личности.

,

Занятия по развитию и перевоспитанию речи

Наряду с основной задачей логопедической работы по преодолению заикания и развития свободного речевого об­щения важное значение придается развитию психических функций, участвующих в формировании интеллекта, речи, мышления, памяти и творческий способностей. Но в логопедической работе, кроме того, используются общие установки дошкольной педагогики для всех групп детско­го сада, учитывая и подготовку к школе. Заикание, воз­никающее в ответственный период формирования и раз­вития речи, в период становления коммуникативных свя- ] зей, требует такого метода логопедической работы, кото­рый был бы доступен при работе с детьми дошкольного ' возраста. Особенности этого возраста не позволяют огра- 1 ничивать логопедическую работу только выработкой плав­ной речи.

Известно, какую большую роль в развитии речи ребенка играет подражание речи окружающих, это учитывается при проведении занятий по коррекции речи заикающегося ре­бенка. В начале лечения, когда заикание еще тяжелое, для облегчения произношения слова или фразы ребенку помо­гают, одновременно показывая и называя игрушку или кар­тинку. О большой роли наглядного материала говорил еще великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Учите ребенка


Примерная графическая запись состояния речи у ребенка в процессе

лечения заикания

каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет дол­го и напрасно мучаться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету»[21].

В логопедической работе в каждом из ее разделов, будь то развитие внимания, памяти, мышления, необходимо пользо­ваться наглядными пособиями: игрушками, картинками, зна­чительно облегчающими заикающимся детям нахождение нужных слов при построении фразы. Кроме того, ребенка надо научить свободно, без заикания пользоваться сначала ситуа­ционной речью (с опорой на зрительное восприятие), а затем контекстной (без конкретной опоры на зрительное восприятие).

При заикании ребенку особенно трудно отвечать на зада­ваемые ему вопросы, а также пользоваться спонтанной ре­чью. Поэтому все виды речевых занятий, используемые при перевоспитании речи заикающегося ребенка дошкольного возраста, построены по принципу от простого к сложному, т.е. распределены в порядке постепенного их усложнения, а именно от сопряженной и отраженной речи, являющихся для детей самыми легкими видами речи, к наиболее слож­ным: к спонтанной эмоциональной речи. Последовательных ступеней речи, рекомендуемых для перевоспитания речи заикающегося дошкольника, семь (см. рис. на стр. 225): 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на воп­росы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание зна­комых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого тек­ста; 6) спонтанная речь; 7) нормальная эмоциональная речь (беседы с логопедом, детьми, посторонними, просьбы).

Все эти этапы составляют основную схему в перевоспита­нии речи, которая необходима логопеду для того, чтобы при построении фронтальных занятий с группой он имел возмож­ность, учитывая степень заикания и уровень развития речи у того или другого ребенка, давать каждому из них посиль­ные речевые задания. Подход к занятиям должен быть твор­ческим и индивидуальным.

Сопряженная речь. Сопряженной называется такая речь, когда слово или фразу ребенок произносит с логопедом. Этот вид речи является наиболее легким для заикающегося. Та­кая пассивная речь, дающая возможность говорить без заи­кания, имеет большое психотерапевтическое значение. Все занятия по перевоспитанию речи должны проходить в фор­ме игры и строиться так, чтобы и при относительно пассив­ной (в начале занятий) речи обогащался словарный запас детей. Чтобы приучить детей с самого начала к связной речи, логопед должен, показывая игрушки или картинки, гово­рить небольшими фразами, четко и с эмоциональной окрас­кой, например: «Посмотри, вот мячик, повтори вместе со мной — вот мячик», «Брось мячик мне, скажи — я бросаю мячик», «А вот кукла» и т. д. Вариантов для таких занятий множество, достигнутая таким образом спокойная речь даст воз­можность увеличить постепенно количество слов во фразах. Сле­дует давать такие картинки, рассматривая которые, дети могут увеличивать количество слов во фразах до 4—5 и более.

Подбор материала для речевых занятий не должен быть случайным. Материал следует тщательно продумать и под­чинить определенной цели. Уже на первых занятиях даже детям с тяжелым заиканием полезно давать задания на срав­нения и обобщения. Вначале на таких занятиях речь детей «пассивна», но это начало большой работы над обогащени­ем словарного запаса, которая ведется затем на протяжении всего времени перевоспитания речи заикающегося ребенка.

Для этих занятий логопед должен приготовить серии игру­шек и картинок с изображением хорошо знакомых детям предметов, а также домашних животных и птиц (собака, лошадь, корова, кошка, петух, курица, утка, гусь), мебели и посуды (стол, стул, шкаф, кровать, стакан, тарелка, чаш­ка), диких животных (лев, лиса, волк, заяц).

Отраженная речь. Этот вид речи сходен с предыдущим, так как в нем также нет еще элементов самостоятельной речи. Подсказывание благотворно действует на затруднен­ную речь, и поэтому отраженное повторение фразы для за­икающегося не представляется трудным. Материалом для этих занятий служат также наглядные пособия: игрушки и разнообразные предметные и сюжетные картинки с изобра­жением как одного действующего лица и действия, так и большого числа лиц, действий и предметов (дети собирают в лесу грибы и ягоды, дети катаются зимой с горы на санках и т. п.). Проводя занятия по таким картинкам, полезно ис­пользовать различные детские лото: лото профессий, бота­ническое, зоологическое и др.

Такие занятия расширяют кругозор детей. Эта еще пас­сивная речь является фундаментом для построения спонтан­ной речи.

Для борьбы с прерывистостью дыхания у заикающихся детей имеет большое значение чтение небольших стихов, сначала отраженно, а затем самостоятельно. Стихи должны быть понятными по смыслу, без трудных слов и с четким ритмом. Ритмом стиха хорошо нормализуется прерывис­тость дыхания. Сначала логопед читает все стихотворения, рассказывает его содержание, затем дети повторяют его са­мостоятельно. Вначале читаются небольшие стихотворения (не более 2—4 строф). Необходимо следить, чтобы при чте­нии стихов не было монотонности, чтобы речь детей была эмоциональна. Речь логопеда должна быть очень четкой, с естественной интонацией.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Этот вид речи сходен с предыдущим, но отличается от него тем, что при ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении ребенок должен произнести уже самостоятельно. Вопрос за­дают таким образом, чтобы ребенку было легко ответить и он мог бы почти отраженно повторить весь вопрос в своем ответе. Так, например, на картинке изображена девочка, иг­рающая с котенком. Логопед спрашивает: «Кто играет с ко­тенком?» Ребенок должен ответить: «Девочка играет с ко­тенком». Другая картинка: дети сидят за столом и читают книжки. Вопрос опять задается так, чтобы ребенку надо было бы вставить только одно слово. Вопрос: «Кто сидит за столом и читает книги?» Ответ: «Дети сидят» и т. д. Вопро­сы задаются и в процессе игры: с куклами, машинами, мя­чами и т. п. Например: «Что ты надела на куклу?» Ребенок отвечает: «Я надела пальто». «Кому ты бросил мяч? Я бро­сил мяч Вове» и т. д.

Таким образом, постепенно совершается переход от отра­женной речи к описанию картинок, самостоятельному про­изнесению фразы, но еще подкрепленному зрительно при помощи какой-либо игрушки, предмета или картинки.

Каждое задание, каждый вопрос, который логопед задает детям, следует формировать так, чтобы им не было трудно на него ответить. Вопросы задают с учетом структуры рече­вого нарушения. Во время занятий логопед задает вопросы как детям уже хорошо и спокойно пользующимся спонтан­ной речью, так и детям, не избавившимся еще от заикания или косноязычия.

Самостоятельное описание картинок. Чтобы облегчить этот подготовительный к спонтанной речи этап, вначале луч­ше давать детям для описания уже знакомый материал: иг­рушки, различные предметы, картинки. Тогда этот переход к самостоятельному виду речи не бывает для них трудным и вместе с тем постепенно приучает их к уже самостоятельному построению фразы. Необходимо помнить, что речевые заня­тия помимо перевоспитания речи из заикающейся в плавную обогащают одновременно запас детского словаря, часто очень бедного, особенно у детей с поздним развитием речи. Очень полезны занятия, когда дети сами активно действуют: рисуют, лепят, а затем говорят о том, что нарисовано, сделано.

При подготовке необходимого для занятий материала ре­бенок должен сказать, что взял для рисования или лепки. Активным диалогом логопед может направить внимание детей на то, имеются ли все необходимые для занятий мате­риалы (кисточки, краски, вода, бумага и т. д.). Процесс ри­сования тоже комментируют, готовый рисунок еще раз опи-


сывают. Если ребенок справляется с заданиями, можно пе­рейти к обсуждению рисунка. Такие занятия развивают са­мостоятельную речь ребенка.

Во время всех занятий и игр для самостоятельного пост­роения фраз необходимо приучить детей грамматически пра­вильно говорить; правильно употреблять фразы, местоиме­ния, наречия (здесь, там, сегодня, завтра, вчера) и т. д., так как с этими частями речи дошкольник справляется плохо. Затем постепенно им предоставляется возможность самосто­ятельно построить фразу. Для этих упражнений, так же как и для предыдущих, необходимо иметь самые разнообразные игры, картинки, лото и другие пособия для ознакомления детей с формами, размером, счетом, цветом и т. п.

Эту методику можно распространить и на другие виды игр с использованием различных игрушек и наглядных пособий. Самостоятельное рассказывание по картинкам, описания предметов являются уже этапом, приближающим детей к спонтанной речи.

Пересказ прослушанного небольшого текста. На этом эта­пе работы логопед уже не пользуется картинками, подска­зывающими детям содержание произносимой ими фразы или рассказа, а упражняет их внимание и память путем про­слушивания, а затем пересказывания прочитанных неболь­ших рассказов.

Умение рассказывать имеет большое значение в процессе общения, а для ребенка оно является еще и средством позна­ния и проверкой способности самостоятельно передавать свои мысли. Здоровый ребенок свободно владеет языком при пересказе к пятилетнему возрасту.

Советский психолог Д.Б. Эльконин пишет: «Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к диффе­ренциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний...»[22]

Но у большинства заикающихся детей, особенно в случаях запоздалого развития речи, полное овладение языком значи­тельно задерживается, особенно у детей с неврозоподобным заиканием. На всех предыдущих занятиях по перевоспита­нию речи опорой служил наглядный материал, это был под­готовительный этап к развитию спонтанной речи. Пересказ, а затем рассказ являются для заикающегося ребенка особен­но ответственным моментом для перехода к самостоятель­ной речи.

Для пересказывания логопед должен прежде всего очень тщательно подбирать материал, понятный детям по содер­жанию. Рассказы должны иметь четкую композицию и по­следовательность действий.

Выработка выразительности, правильной интонации, громкого голоса сначала проводится путем подражания речи логопеда, которую он эмоционально изменяет в зависимо­сти от ситуации. Дети прекрасно подражают, и такая эмо­циональность речи нисколько не нарушает ее плавности. По­лезно, чтобы в пересказе принимали участие несколько де­тей, каждому поручают какую-либо роль. Инсценировки являются более сложным видом занятий, но они очень по­могают детям говорить во время действий и движений. Луч­ше всего начинать такие занятия, давая детям возможность действовать с игрушками. Для этого можно дать набор иг­рушек, надеваемых на пальцы (как в театре кукол). Начи­нать надо с самого легкого: дети вспоминают понравивший­ся рассказ, надевают на пальцы какую-нибудь игрушку (большей частью это знакомые им животные: котята, собач­ки, зайцы и др.) и рассказывают небольшую историю — про храброго котенка, пугливого зайца и т. д., одновременно дей­ствуя игрушкой. Это очень облегчает речь, и дети передают содержание эмоциональнее, чем без такой игры. Для таких занятий можно использовать самые различные игрушки, мат­решки, машины. Дети могут построить улицу, расставив на ней дома, сделанные из различных кубиков, и рассказывать о движении на улицах, у светофора и т. п. Полезно также пере­сказывать своими словами знакомый стихотворный текст.

Спонтанная эмоциональная речь. Работа над такой речью является последней ступенью в перевоспитании речи заика­ющегося ребенка. Сложность построения спонтанной речи зависит не только от внешних условий, т. е. где и с кем ве­дется разговор, но и от речевых возможностей говорящего. Надо помнить, что в дошкольном возрасте происходит на-


копление словарного запаса, формирование фонетической и грамматической сторон речи. Кроме того, этот возраст яв­ляется периодом наиболее сложного, ответственного процес­са развития семантической стороны речи. Овладевая речью, ребенок начинает не только говорить, но и абстрактно мыс­лить. В этом возрасте у детей происходит бурный переход от ситуативной речи к контекстной.

Всех детей, овладевших свободной речью, назначают по очереди дежурными в своей группе, дежурными по столу, им дают всевозможные поручения: пойти позвать кого-ни­будь из персонала, попросить что-либо принести, узнать, который час, рекомендуется разговор с посторонними, с го­стями и т. п. Этим занятиям, построенным в различных иг­рах (в магазин, в школу и др.), отводится большое место, они являются надежной проверкой устойчивости достигнутых результатов в перевоспитании речи. Детям же они придают уверенность и смелость для свободного речевого общения не только в своем детском коллективе, но и вне его.

Большой интерес у детей вызывают самостоятельные сво­бодные творческие рассказы на заданное слово или тему без наглядного материала. Эти задания хорошо выполняют дети 6—7 лет. Надо следить, чтобы их маленький рассказ был связным, логичным, понятным и правильно отражал дей­ствительность. Для облегчения задачи детям дают знакомые слова, о значении которых им известно. Так, например, им предлагают построить небольшие рассказы на слова «одуван­чик», «котенок», «лягушка» и т. п. Даже краткие рассказы детей порой заключают в себе очень точные наблюдения и логичное построение мысли.

Так, например, на слово «одуванчик» девочка построила такой рассказ: «Шла я раз весной по лужочку, увидела оду­ванчик. Он уже был не желтый, а белый. Я его сорвала, поду­ла, и он весь разлетелся, как маленькие парашютики». Дру­гой пример (на слово «лягушка»): «Шел я в лесу по дорожке, увидел лягушку. Когда она садится, у нее ноги как будто ма­ленькие, когда прыгает, они становятся большие, наверное, вытягиваются, чтобы лучше прыгать». Вот такие небольшие спонтанные рассказы по ассоциациям побуждают детей и к дальнейшим рассказам, кто-то вспомнил, что у зайца тоже разные ноги, и т. п.

Вопросы во время таких бесед задают сами дети, логопед только осторожно направляет их, следит за тем, чтобы речь не была торопливой и в нужный момент приходит на по­мощь. Когда дети уже овладели спонтанной речью, им мож­но дать возможность вести разговор друг с другом. Диалог хорошо организовать при помощи игры в телефон. В такой игре-беседе всегда есть элемент впезапности, и от ребенка требуется правильный ответ без предварительной подготов­ки. Такие диалоги, как форма речевого общения, имеют чрез­вычайно большое значение, так как способствуют развитию социальных отношений у детей[23].

Очень важным моментом нужно считать то, что дети, на­ходясь на различных ступенях перевоспитания речи, уча­ствуют во всех играх и занятиях. Однако, как уже было ска­зано, логопед должен внимательно следить за тем, чтобы вовремя прийти на помощь детям при возникновении зат­руднения в разговоре или при рассказывании по картинкам. Эта помощь в речи настолько понятна детям, что они сами начинают ее оказывать друг другу.

Работа по развитию речи и интеллекта. Формирование речи ребенка неразрывно связано с развитием его мышле­ния. В логопедической работе важным моментом является работа по развитию внимания, памяти, умения дифферен­цировать и обобщать понятия, т. е. работа по развитию мыш­ления ъ самом широком смысле слова. Это особенно важно для детей с неврозоподобной формой заикания, протекаю­щего на фоне задержки психического развития.

Советский ученый, психолог Л.С. Выготский, раскры­вая проблему системы психических функций ребенка (вос­приятие, память, внимание), выдвинул гипотезу, заклю­чающуюся в том, «что вся система отношений функций друг с другом определяется в основном господствующей на дан­ной ступени развития формой мышления. Иначе говоря, можно утверждать, что в зависимости от того, какой степе­ни достиг ребенок в понимании значения своих слов, нахо­дятся все основные системы его психических функций. Таким образом, центральное значение для всей системы деятельности психических функций имеет развитие мыш­ления»[24].

Поэтому, придавая большое значение формированию в эти годы познавательного процесса у ребенка, тесно связанного с развитием речи, в логопедической работе широко исполь­зуют различные занятия, игры, обогащающие интеллекту­альную и эмоциональную жизнь детей. Эти игры и занятия подбирают в зависимости от возраста ребенка. Так, напри­мер, для развития мышления большое значение имеют та­кие занятия, как рассказы по сюжетным картинкам, состав­ление рассказа по серии картинок с разложением их в пос­ледовательном порядке. Такое задание дает возможность выявить правильность рассуждения при переходе от одной картинки к другой. Можно также задавать детям составле­ние рассказа по заданным двум, трем предметным картин­кам. В этих случаях широко развивается творческое вооб­ражение ребенка. И таких заданий множество.

Очень важно для развития различных степеней обобще­ния во время игры, одевания, еды и т. п. называть детям предметы как конкретным по значению словом, так и обоб­щенным. Например: суп из овощей — каких? На Новый год детям подарили игрушки — какие?

В этом возрасте абстрактные понятия строятся на основе конкретных представлений.

Такая работа обогащает словарный запас ребенка, совер­шенствует построение фразы. От приобретенных знаний за­висит и мышление ребенка.

Важным моментом в логопедической работе является раз­витие памяти и внимания. Память в раннем детском возрас­те — одна из центральных психических функций, и ее нельзя рассматривать независимо от общего развития, и чем стар­ше ребенок, тем большую роль приобретает мышление в про­цессе запоминания. У детей дошкольного возраста плохо развито умение управлять памятью, это проявляется неуме­нием соединять заучивание материала с его пониманием. Дети часто стремятся к дословной передаче материала, преимущественно к механическому его воспроизведению, необходимо избегать этого. Вначале, когда речь детей еще очень затруднена, при помощи отдельных вопросов выявля­ют понимание содержания прочитанных стихов, рассказов, а в дальнейшем детей приучают к передаче их своими слова­ми. То, что детям понятно, запоминается ими легче, чем то, что заучено механически, без достаточного понимания.

Параллельно с работой над памятью ведется работа по развитию внимания и наблюдательности, часто отсутствую­щих у заикающихся детей дошкольного возраста. Здесь так­же логопед прибегает к игровой форме, как наиболее доступ­ной и интересной для детей.

Одной из форм таких занятий является чтение стихов це­почкой (по строчкам), рассказывание по картинкам различ­ных сказок последовательно, не разрывая текста, по роздан­ным предварительно разрозненным картинкам, — все это требует от детей большого внимания, чтобы вовремя всту­пить и продолжить рассказ по имеющейся картинке.

Логопедическая работай творчество детей

Существенными моментами в логопедической работе с заикающимися детьми, оказывающими значительное вли­яние на перевоспитание речи и всей личности ребенка, яв­ляются изобразительная деятельность детей и ручной труд, У многих детей с тяжелой степенью заикания, с запоздалой речью отмечается плохая моторика, большая неловкость при пользовании карандашом, кубиками, конструктором, час­то полное неумение не только рисовать, но и держать в ру­ках карандаш. Работа над развитием моторики в ручном тру­де и в изобразительной деятельности детей, включения в методику перевоспитания речи заикающихся детей, явля­ется одновременно и терапией заикания. Эта работа очень важна для детей с неврозоподобной формой заикания.

Задания (игры с конструктором, кубиками, рисование, лепка, вырезание и др.) начинаются с простейших приемов, постепенно усложняются все новыми элементами, связанны­ми с самым легким видом речи вначале — сопряженной ре­чью — до свободной спонтанной речи.

Динамика развития личности заикающегося ребенка рас­крывается в его рисунках, лепке, в работе с конструктором, мозаикой.

Большое значение для работы по перевоспитанию речи и ее развитию имеют рассказы и беседы (по вопросам) о нари­сованном, построенном, вырезанном. Этот раздел работы развивает наблюдательность детей и соответственно дает темы для спонтанной речи, обогащая запас знаний и пред­ставлений ребенка.

На последних этапах логопедической работы разнообра­зие творческих заданий и способов их выполнения, а также речевые задания диктуются преимущественно спонтанной, ничем не ограниченной инициативой и творческим вообра­жением каждого ребенка. Этому завершающему этапу при­дается большое воспитательное значение как для максималь­ного развития речи, творческих и эстетических способнос­тей, так и для социальной направленности.

Работа по исправлению звукопроизношения

У большинства детей дошкольного возраста помимо заи­кания наблюдается несформированность фонетической сто­роны речи (различные формы косноязычия). Поэтому наря­ду с фронтальными занятиями по перевоспитанию заикаю­щейся речи проводятся и индивидуальные занятия по ис­правлению косноязычия, по развитию артикуляционной моторики, а также проводятся занятия над фонетической и лексико-грамматической сторонами речи.

Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика является одним из средств оз­доровления речи заикающегося ребенка. Для выполнения этих задач используется организующее начало музыкаль­ного ритма и его эмоциональное влияние на поведение ре­бенка.

Практический материал представляет собой цель раз­нообразных заданий, органически связанных с музыкой и расположенных по определенной схеме урока, предус­матривающей правильное чередование физической и пси­хической нагрузки.

Специфической особенностью логопедической ритмики является введение словесных заданий в двигательные уп­ражнения. Эти двигательные и словесные задания располо­жены по описанным ниже разделам.

Вводные упражнения. Данные упражнения проводятся с целью привить детям первоначальные навыки умения хо­дить в различных направлениях, приучают ориентировать­ся в пространстве и коллективе.

Для того чтобы эти упражнения были для детей занима­тельными и интересными, им следует придавать характер игры.

Например, чтобы дать детям понятие о разных видах груп­пировок, можно построение колонной назвать поездом; по­строение шеренгой — забором; установку по кругу — обру­чем и т. д.

Музыкальное сопровождение регулирует темп и характер движения, то медленных, то быстрых, то плавных, то отры­вистых.

С самого начала музыка должна направлять поведение ребенка, сдерживать излишнюю возбудимость у одних и ак­тивизировать пассивность и инертность других. Ребенок дол­жен сам чувствовать руководящую роль музыки.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Правиль­ное физическое воспитание особенно важно для заикающих­ся детей, так как у них, как было сказано выше, часто на­блюдается тенденция к повышенному мышечному напряже­нию и сопутствующим движениям. Излишнее мышечное напряжение является серьезным препятствием для успеш­ного исправления речи.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут проводить и не владеющие музыкальным инструментом ло­гопеды. Эти упражнения могут быть включены в обычное спокойное занятие, и их можно проводить в виде зарядки или физкультминутки.

Полезны любые упражнения, снимающие напряжение (встряхивание кистями рук, качание рук назад и вперед, поочередное раскачивание ног и т. п.). Регулятором движе­ний в коллективе может служить не музыка, а ритмизован­ная речь, например: «Руки в стороны — в кулачок; разжи­май — и на бочок», или «Сначала буду маленький и к полу я прижмусь; потом я вырасту большой — до лампы дотянусь» (приседание и выпрямление) или «Быстро вертится крыло, мелет мельница зерно, и из смолотой муки испекут нам пи­рог» (круги руками).

Упражнения, активизирующие внимание. Здесь речь идет о быстрых и точных реакциях на зрительные и слухо­вые раздражители, о развитии внутреннего торможения и о ряде других качеств ребенка, требующих гибкости процес­сов центральной нервной системы и их усовершенствования. В дошкольном возрасте такие задания следует проводить в форме игры, чтобы не создавать у детей излишнего умствен­ного напряжения.

В качестве примера упражнения такого типа можно при­вести следующее задание: дети заранее осведомлены о харак­тере музыки для прыжков зайчиков, полета птичек, галопа лошади. Звучание разнохарактерной музыки должно выз­вать у них ту или иную двигательную реакцию. Этим дости­гается быстрое переключение от одного движения на другое, внимательное отношение к музыке.

Можно также использовать задания на запоминание (дви­жений или пути); на координацию движений (одновремен­ное выполнение противоположных движений рук и ног); на торможение (внезапная остановка при ходьбе или беге); на элементарное ознакомление со счетом (самостоятельное об­разование кругов по 2, 3, 4 человека).

Упражнения, воспитывающие чувство ритма. Задания этого раздела заостряют внимание ребенка на эмоциональ­ном содержании музыки, на ее форме и фразировке. Содер­жание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкаль­ной речи могут быть использованы для упорядочения харак­тера и темпа движений. Такая регулировка темпа движений особенно нужна детям, страдающим темповыми расстрой­ствами речи, часто коррелирующими с беспорядочным ха­рактером движений.

Упражнения, воспитывающие чувство ритма, можно вы­полнять только в сопровождении музыки или пения. Вос­питание чувства музыкального ритма имеет большое дисцип­линирующее значение и помогает объединить коллектив.

Речевые задания. Речевые упражнения представляют со­бой цепь заданий на координацию слова с движением и музыкой. Здесь используется общность выразительных средств музыки и разговорной речи. Применяются также двигатель­ные упражнения без музыкального сопровождения, связан­ные с словесным стихотворным ритмом.

Например, в задании, когда движение флажками регули­руется словами: «Правой вверх, левой вверх, в сторону, на­крест, в сторону, вниз», или когда броски мяча соответству­ют словам: «Мячик мой, лети высоко, мячик мой, лети да­леко; по полу беги скорей, скок об пол смелей, смелей».

Такие задания на координацию слова с движением не ис­черпывают всего разнообразия применения речи в логопе­дической ритмике.

Очень важно увязывать все речевые задания на музыкаль­ных занятиях со ступенями речи, используемые логопеда­ми при перевоспитании речи.

Речевые задания постепенно усложняются в определен­ном порядке, начиная с речи отраженной, переходя к воп­росам и ответам, и т. д. до спонтанной эмоциональной речи.

Так, например, используется материал ритмических за­даний под музыку «Где твой дом?» — Вопрос: «Чей дом у окна?» Ответ: «Мой дом у окна». Вопрос: «Чей дом у стола?» Ответ: «Мой дом у стола».

Вопросы усложняются в процессе постепенного улучшения речи на логопедических занятиях. Ребенку, овладевшему здо­ровой речью, поручают самостоятельно руководить игрой, разговаривать с детьми и т. п. На всех занятиях по логорит-мике присутствует логопед, наблюдая за поведением и речью детей в обстановке, отличающейся от групповых занятий.

Заключительные упражнения. Эти задания имеют цель привести ребенка в спокойное состояние после некоторого физического и психического напряжения предыдущих за­даний.

Можно проводить спокойную фигурную маршировку в разных направлениях, предоставляя роль вожака то одно­му, то другому ребенку. Можно давать детям «слушать му­зыку», выбирая музыкальные отрывки, доступные понима­нию ребенка, вызывающие в его сознании определенные об­разы и представления.

Музыке во всех логоритмических занятиях отводится большое место; логоритмисту необходимо использовать высокохудожественные музыкальные отрывки. Содержа­ние музыкального произведения дети должны легко вос­принимать.

«Мы обязаны править нашим детям, — пишет В.А. Гри-нер, — с раннего возраста любовь к народным мотивам, к образцам классического наследия. Как бы ни были юны наши слушатели, совершенно необходимо научить их слу­шать и ощущать музыку в целом»[25].

Проведенные за последние 5 лет исследования состоя­ния произвольной двигательной деятельности заикаю­щихся детей дошкольного возраста показали необходи­мость дифференцированных приемов логоритмической работы (данные младшего научного сотрудника Лаборато­рии патологии речи ВНИИ общей и судебной психиатрии МЗ СССР Н.А. Рычковой).

Результаты динамического наблюдения показали, что у страдающих невротическим заиканием двигательные рас­стройства функциональны.

Характер сдвигов в моторной деятельности у детей с нев-розоподобным заиканием дает возможность предположить у них определенную слабость моторных структур мозга. Это позволило сделать вывод о том, что качество и степень нару­шений произвольной двигательной деятельности заикаю­щихся детей дошкольного возраста определенным образом коррелируют с клинической формой заикания.

При невротическом заикании наряду с учетом положи­тельного влияния музыки на психическое состояние с при­менением коррекционных упражнений необходимо воспи­тывать точность, четкость движений, умение переключать активное внимание на качество необходимых в данный мо­мент действий. Особое место отводится упражнениям на сня­тие мышечного напряжения.

При неврозоподобном заикании ведется непосредствен­ная работа над координацией, переключаемостью движе­ний и их ритмичностью. Дают больше индивидуальных за­даний, широко используют повторное объяснение движений.

Особое место в занятиях по логопедической ритмике за­нимает пение.

Пение способствует регуляции дыхания, выработке плав­ной, полнозвучной речи. В большинстве случаев оно помо­гает достичь желаемых результатов даже при тяжелых фор­мах заикания. Пение делает ненужными специальные ды­хательные упражнения, часто только фиксирующие внима­ние ребенка на неправильности его дыхания.

В выборе песен следует учитывать ряд обстоятельств:

— содержание и текст песни: чем разнообразнее будут
песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музы­
кальных восприятий ребенка;

— длительность фраз: для детей, страдающих расстрой­
ством дыхания, следует вначале выбирать песни, имеющие
короткие предложения, а позднее — более длинные;

— темп и динамика: необходимо менять темп, не избегая
быстрого, чередовать песни с тихим и громким звучанием;.
обращать особое внимание на плавность пения, на своеобра­
зие ритмического рисунка.

Все разделы работы по логопедической ритмике взаимо­связаны.

Задания по коррекции речи, проводимые в коллективе, сопровождаемые хорошо подобранными музыкальными от­рывками, являются значительным вкладом в общую систе­му перевоспитания личности и речи заикающегося ребенка и удовлетворяют требованиям как физического, интеллек­туального, морального, так и эстетического воспитания ре­бенка.

Длительность фронтальных занятий с детьми 4 лет не дол­жна превышать 30 мин, с детьми более старшего возраста занятия продолжаются 45 мин. Рекомендуется чаще исполь­зовать физкультминутки и вводить игровые моменты.

Психотерапевтические и воспитательные моменты в логопедической работе

В.А. Гиляровский дает следующее определение психоте­рапии: «Психотерапия — это система психических воздей­ствий, имеющая целью использовать принцип единства со­матического и психического, принцип единства организма и внешней среды для получения благоприятных сдвигов в нервном и общем состоянии больного»[26].

При психотерапии у детей необходимо учитывать их воз­растные особенности. У ребенка дошкольного возраста отме­чаются незрелость мышления, слабость волевых процессов, ситуационный характер поведения, отсутствие или очень сла­бая личностная переработка конфликтных переживаний. При работе с детьми дошкольного возраста психотерапия тесно смыкается с лечебной педагогикой, существенная роль при этом отводится моментам воспитания. Прежде всего это уме­лое руководство детским коллективом, большой педагогичес­кий, такт, умение найти правильный подход к каждому ре­бенку, учитывая его индивидуальные особенности.

Основываясь на том, что личность нельзя рассматривать изолированно от окружающей среды и вне коллектива, все логопедические занятия с заикающимися детьми проводят

в коллективе.

Правильно организованный детский коллектив, в котором все подчинено общей цели, — оздоровлению речи и личности заикающегося ребенка, является тем благоприятным фоном, на котором логопеду легче воздействовать на ребенка, чем при индивидуальных занятиях и беседах. Умелое разрешение всех маленьких сложностей, часто возникающих в играх детей, в их взаимоотношениях, имеет большое психотерапевтическое значение. Дети очень чутки ко всякому проявлению внима­ния, интереса к их жизни и играм, это следует особенно учи­тывать при занятиях и беседах с детьми.

Умелое психотерапевтическое воздействие логопеда и вос­питателя здесь очень велико. Надо завоевать любовь и ува­жение детей, и тогда можно многого добиться в перевоспи­тании личности ребенка. В случаях неправильного поведе­ния ребенка, нехорошего поступка, разъяснения педагога или врача, убедительные для старших больных — школь­ников или взрослых, маленьким детям не всегда бывают понятны. Здесь надо учитывать, что ребенок с его внушае­мостью и наклонностью к конкретному мышлению способен скорее поддаться психотерапии не тогда, когда его стремятся убедить путем рассуждений, а когда стараются заинтересо­вать каким-нибудь понятным интересным примером. Изве­стно, что часто только рассказы о смелых, о храбрых и чест­ных поступках людей достигали очень многого в улучшении поведения ребенка, а это в свою очередь значительно помо­гало в перевоспитании его речи, часто заикание уменьша­лось с улучшением поведения ребенка.

Одним из существенных психотерапевтических методов в логопедической работе с маленькими детьми является пра­вильное отношение детей к их речевому дефекту. Чаще все­го дома родные, тревожась, чтобы внимание ребенка не при­влекло слово «заикание», избегают фиксировать внимание на его заикании, некоторые даже избегают обращаться по этому вопросу к врачу. В детском саду, во дворе другая край­ность, там часто заикание становится предметом обсужде­ний и насмешек.

В логопедическом коллективе ребенку сразу дают целе­направленную установку на преодоление заикания. В пер­вой же беседе мобилизуют активное внимание ребенка к пра­вильной спокойной речи.

Интерес к речевым занятиям возникает у детей в первый же день из прихода в коллектив и не ослабевает до конца. Желание хорошо говорить у детей огромно, и оно очень по­могает выработать у них внимание и усидчивость, столь не­обходимые в речевых занятиях»

Кроме того, в коллективе у детей постепенно вырабаты­ваются чувство товарищества, смелость, уверенность.

Очень важным моментом нужно считать то, что дети, на­ходясь на различных ступенях перевоспитания речи, уча­ствуют во всех играх и занятиях, и возможность хорошо ска­зать — без заикания всегда очень благотворно отражается на настроении и на поведении ребенка.

Поскольку заикание детей часто находится в прямой зави­симости от нервности родителей и их неправильного отноше­ния к ребенку, поскольку психотерапевтические беседы нуж­но начинать с теми, кто окружает ребенка, чтобы создать око­ло него нетравмирующую обстановку. Рекомендуется нала­живание тесного контакта с родителями, чтобы требования логопедов и родственников были согласованными, что значи­тельно облегчит работу по преодолению заикания.

Таким образом, психотерапия с заикающимися детьми дошкольного возраста — это целая система воспитательных моментов, направленных на оздоровление личности заика­ющегося ребенка.

Работа с родителями

Одним из существенных разделов работы над перевоспи­танием речи и личности заикающегося ребенка является тес­ное общение логопеда и врача с родителями и членами се­мьи, в которой живет ребенок, посещающий логопедическое учреждение.

Условия, в которых растет ребенок, его окружение, вос­питание — все это накладывает отпечаток на его характер, поведение и речевое развитие. Известный русский педагог К.Д. Ушинский считал, что успех воспитания зависит глав­ным образом от личности воспитателя, будь то родители или лица, их заменяющие.

Личный пример воспитателя играет огромную роль в фор­мировании характера и поведения ребенка. Это влияние нельзя заменять ни учебниками, ни системой наказаний или

поощрений.

Надо помнить, что детям свойственна подражательность, они любят следовать поступкам взрослых и часто воспроиз­водят поведение тех людей, среди которых находятся. По­этому исключительно важно с самого раннего детства лич­ным примером приучать детей к правильному поведению, а также к правильной речи.

Среди факторов, влияющих на развитие заикания в ран­нем детском возрасте, немалое место занимают неправиль­ные приемы воспитания. Например, чтобы устранить начав­шееся заикание, родители часто прибегают к задариванию ребенка, требуя правильного произношения, или наоборот, упрекают его за заикание, считая это шалостью. Такие при­емы лишь вредят речи ребенка, он становится раздражитель­ным, капризным, иногда совсем прекращает говорить.

Частыми причинами продолжающегося заикания у де­тей в домашней обстановке является неумение родителей оценить свое поведение с точки зрения его отрицательного влияния на ребенка. Это конфликты между взрослыми, уход одного из родителей из семьи, несогласованность взрослых в вопросе воспитания и т. п.

Воспитание детей требует от родителей постоянной рабо­ты над собой, а при воспитании ребенка, страдающего заи­канием, необходимы еще большая выдержка, терпение и умелый подход,

Советский педагог А.С. Макаренко говорил: «Действи­тельный авторитет основывается на вашей гражданской де­ятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем зна­нии жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответ­ственности за его воспитание».

Справедливость этих слов несомненна. Заикающийся ре­бенок-вскоре после первых посещений логопедических за­нятий в детском саду начинает^говорить спокойно, не заи­каясь, дома же он продолжает заикаться. После обследова­ния бытовых условий ребенка и беседы с родителями часто выясняется, что обстановка, в которой растет ребенок, край­не неблагоприятна: не соблюдается режим дня, родители ведут себя неровно, то потакают всем капризам ребенка, то не обращают внимания на его обоснованные просьбы. Когда у ребенка есть сестры и братья, важно не возбуждать в детях розни. Конфликты с сестрами и братьями тяжело отража­ются на речи ребенка, усиливая начавшееся заикание.

Исключительно благотворно действует на сознание и по­ведение ребенка похвала, особенно если ребенок старался и хорошо выполнил какое-либо задание.

Чтобы лучше узнать условия, в которых живут дети, по­сещающие логопедические группы, необходимо установить тесный контакт с родителями в виде ежедневных бесед при приходе детей в группу. Если родители сами не могут при­водить ребенка, этот контакт устанавливают путем посеще­ния врачом или логопедом ребенка на дому.

Власова Н.А, Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. — М., 1983. — С. 100—101; 106— 126.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: