I этап. Вводное слово преподавателя, в котором определяется тема
и цель предстоящей работы, формулируется обсуждаемая научно-
практическая проблема, раскрывается ее актуальность и наличие пред-
посылки решения, обосновывается необходимость и ставится задача
коллективного поиска способов и путей решения проблемы, создается
мотивация эффективной поисково-познавательной деятельности.
II этап. Характеристика проблемы. Раскрытие сути и содержания
проблемы обычно достигается в процессе коллективного обсуждения.
Следует иметь ввиду, что сравнимость результатов возможна лишь при условии строго однозначной трактовки содержания проблемы. В этих целях она структуризируется, т.е. в ее экономическом содержании вычленяются элементарные составляющие (компоненты) или характеристики.
Характеристика сложных дискуссионных проблем предполагает использование экспертного метода с последующим обсуждением альтернативных точек зрения.
III этап. Выявление концепций (способов) решения проблемы
обеспечивается на основе свободного, но гибко управляемого преподавателем обмена мнениями, методом «мозгового штурма» (при этом
принимаются и фиксируются любые, даже профессионально явно несостоятельные решения).
|
|
В ряде случаев, в частности, когда аудитория испытывает известные затруднения, целесообразно проведение специального «экспресс -опроса» студентов с помощью карточки программированного контроля, которая фиксируется на доске или в студенческих тетрадях с последующим коллективным или индивидуальным выбором приемлемых решений из предлагаемого перечня.
IV этап. Формирование рабочих групп и группы экспертов (из числа студентов). Обеспечивается на основе открытого голосования по
концепциям или экспертного референдума. Группа экспертов формируется из наиболее подготовленных студентов, либо из числа тех, кого воз
держался при голосовании.
V этап. Работа в малых рабочих группах по обоснованию различных концепции. Работа в группах строится по разработанному плану:
определение сути выбранного решения проблемы и основных аргументов по обоснованию; выявление необходимых предпосылок решения; прогноз (расчет) его важнейших последствий, разработка «алгоритма» (рабочей программы) осуществления каждой концепции, что
предполагает обоснование способов- путей и средств реализации, их
продолжительности и последовательности, систем мотивации, критериев ориентиров или индикаторов продвижения к цели, а также механизмов коррекции возможных отклонений. При этом обязательно определение «долевого вклада» сферы, отрасли будущей профессиональной деятельности участников учебной игры в реализацию выбранной концепции.
|
|
VI этап. Обсуждение и защита представленных концепций решения
проблемы. Обеспечивается на основе сравнительного анализа различных концепций, который проводится по принятым всеми критериям и
процедуре.
VII этап. Подведение итогов обсуждения. Выполняется группой
экспертов с целью выявления наиболее популярной концепции по результатам итогового голосования; преподавателем с оценкой работы
студентов. При этом преподаватель, высказывая собственное мнение по
проблеме, отвергает крайности и добивается консенсуса.