I. Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению лекционных и семинарских занятий

Система лекционно-семинарских занятийпо блоку общественных наук имеет две тесно связанные подсистемы: лекционный курс и семинарские занятия. Лекционный курс необходим, так как в настоящее время мало учебников, соответствующих современным программам.

Предлагается следующая классификация лекционных занятий: вводная, лекция с элементами беседы, обзорная и проблемная лекции.

Вводная лекция применяется в начале изучения темы, раздела. Главной задачей ее является постановка учебной цели и актуализация знаний, а также определение заданий студентам при подготовке к семинарам. На ней соблюдаются наиболее рациональные приемы сбора учебного материала по теме. Следует постоянно акцентировать внимание студентов на оптимальных методах конспектирования лекций, периодически проводить проверку конспектов, чтобы анализ записей помогал лучше строить последующие лекции, совершенствовать их методику.

Лекция с элементами беседы – наиболее распространенный тип лекции, на котором можно активизировать мыслительную деятельность студентов различными способами. Они вытекают из логики учебного материала, из познавательного опыта студентов и цели, которой хочет достичь преподаватель. Вопросы к студентам можно условно разделить на частично-поисковые, ценностные (отношение студентов к данной теме) и контрольные (выяснение внимания и понимания учебного материала). Сочетание этих вопросов может быть различным. Более того, некоторые вопросы могут иметь комплексный характер. Так, при изучении темы «Социальная структура» можно провести микробеседы, во время которых студенты должны ответить на вопросы типа: «Классы и социальные группы в России, Ваше отношение к ним»?»

Проблемная лекция необходима в двух случаях. Во-первых, когда учебный материал очень сложен и противоречив. Например, социальные конфликты рассматриваются различными учеными по-разному (Г. Зиммель, К. Маркс, Л. Козер, Г. Дарендорф и др.). Кратко изложив различные концепции, можно предложить студентам, рассмотреть их более подробно на семинаре, сравнить их.

Обзорная лекция применяется, когда много фактологического ма­териала и у студентов нет представлений и минимальных знаний по той или иной теме. Такая лекция необходима при историко-социологичсском изучении строения общества, истории развития и становления социологических знаний.

Хорошо прочитанная лекция развивает познавательные интересы студентов, ставит задачи превратить их в устойчивый психологический процесс.

В практическом плане преподаватель добивается положительных результатов различными приемами. Во-первых, содержание лекции обогащается не только данными из специальной литературы, но умело используются межпредметные и внутрипредметные связи. И здесь ве­дущее занимает художественная литература, философия. Во-вторых, совершенствуется ораторское искусство самого преподавателя. В-третьих, должна умело применяться наглядность. Большое значение имеют структурно-логические схемы, графики, таблицы и т. д.

Схемы содержат информацию в агрегированном виде, показывают логику рассуждений, взаимосвязи категорий и зависимости реальных явлений. При этом используются схемы различных видов: структурно-логические, содержательные, композиционные, процессуальные, по­зволяющие в динамике видеть последовательность возникновения за­висимостей.

Представляя схемы, следует исходить, прежде всего, из того, что знания и возможность их использования в практической деятельности зависят от того, в какой мере и как студент способен видеть и понимать зависимости явлений в реальной жизни, смогут ли они из этих зависи­мостей составить полную, законченную, объективную картину дейст­вительности, смогут ли, понимая зависимости, найти причины возник­новения тех или иных проблем и реально оценить их действительное содержание, и, следовательно, спешно решать их (что важно для бу­дущих управленцев).

Целенаправленная работа преподавателя и студентов на лекциях является залогом успешной деяте льности на семинарах.

Опыт проведения семинарских занятий позволяет дать их класси­фикацию: семинары-доклады, рефераты и сообщения, семинары-собеседования, семинары-дискуссии, семинары - деловые игры.

Семинары - доклады, рефераты и сообщения студентов. Эта форма приемлема на начальном этапе изучения предмета, когда препо­даватель учит студентов умению работать с различной литературой, со­ставлять и выступать с сообщениями. Деятельность студентов на таких семинарах разнообразна. Они выступают с сообщениями, задают вопросы, делают замечания, реплики, являются оппонентами. Особое внимание уделяется функциональной грамотности студентов, т. е. уме­нию адекватно понимать предложенный материал. По мере прохожде­ния предмета содержание семинаров и формы работы студентов ус­ложняются. Такое занятие можно провести по теме «основные понятия и категории социологии».

Семинары-собеседования. Они проводятся в различных вариан­тах: по обширным, объемным, и сложным по содержанию темам. Для этого учебная группа разбивается на 5-6 подгрупп, каждая из которых является специалистами по определенному отдельно взятому вопросу. Подгруппы формируют сами студенты. В каждой подгруппе выбирает­ся руководитель, который организует подготовку своих товарищей. Все подгруппы получают инструктаж и список необходимой литературы.

Особое место занимает «мозговая атака», которая имеет более сложную структуру и может проходить как целостный семинар. Для этого преподаватель берет темы, которые являются фундаментальны­ми, например, «Правила социологического познания», «Социальная структура и стратификация», «Социальная идентичность личности», «Социальная организация и управление».

Организация семинара, простая. Учебная группа делится на под­группы по 5-6 человек. Все готовятся по одной предложенной теме. Каждой подгруппе по очереди предлагается изученный материал изло­жить за 12-14 минут. Во время «мозговой атаки» студенты сообщают, как они поняли и осмыслили тему. Преподаватель фиксирует их высту­пления, подводит итог семинара. Студентам показываются их достижения, находки, указывается, что они не поняли. (Не следует критиковать конкретных студентов за их неудачи.)

Семинары-дискуссии проводятся по темам, содержание которых вызывает у студентов различные точки зрения. Тема дискуссии должна иметь конкретный характер, иначе возникнет беспредметный поверх­ностный спор. Для семинара разрабатываются вопросы. Время подготовки дискуссии не менее одной недели. Перед дискуссией излагаются правила, по которым ведется корректный спор. Он должен создавать проблемные ситуации. При этом ценны парадокс-неожиданность, реплика-вызов, миниполемика и т.д. В определенных условиях дискуссия может не получиться, тогда семинар лучше перевести в русло эвристи­ческой беседы.

Семинары-деловые игры они должны соответствовать содержанию и целям предмета и включают решение задач, конкурсы и викторины, ролевые игры и т. д. На таких семинарах важна роль ситуационных задач.

Комбинированные семинары является наиболее распространен­ной формой, в которой присутствуют элементы различных видов семи­наров. Например, можно начать заслушивать сообщения студентов, за­тем провести беседу по определенным вопросам и закончить семинар микровикториной: «Знаете ли вы?»

Знания студентов могут быть сформированы на следующих уров­нях: общего представления, запоминания, понимания. В настоящее время в мире вдет поиск новой системы образования, которая могла бы решить триединую задачу: гумманизации, индивидуализации, эвристи­ческой ориентации учебного процесса; «переосмысления роли и функ­ционирования его направленности, его цели его ценностей».

В этой связи выдвигается на первое место проблема активного со­вершенствования учебного процесса, его организация в форме интел­лектуального поиска, активизируя познавательную деятельность сту­дентов. «В обществе знания люди должны учиться тому, как учиться». Целью преподавания курса «Социологии» становится не просто знание научно - категориального аппарата и системы социологических фактов, а понимание логики социологического анализа в тех или иных воз­можных ситуациях.

Все это повышает роль семинарских занятий в виде практикумов, на которых отрабатываются навыки определения альтернатив решения проблемных ситуаций, своеобразный тренинг.

Большинство практических заданий (небольшие упражнения, ро­левые игры, тесты, и др.) имеют целью проиллюстрировать изучаемые в определенном разделе курса закономерности. Алгоритм их выполне­ния основан на знании социальных законов, категорий, взаимосвязей. Причем такие задания, как правило, имеют однозначно правильное ре­шение в соответствие с постулатом классической социологии, предпо­лагающим оптимизацию запоминания на основе общего представления.

Система подобных заданий по узловым вопросам курса «Социоло­гия», выполненных на семинарских занятиях или дома дает возмож­ность осуществить сквозной контроль за текущей успеваемостью сту­дентов. Однако формулируемая на их основе модель мышления являет­ся довольно абстрактной и далекой от реальной действительности. И вполне возможна потеря познавательной ценности в такой модели мышления. Цель курса «Социология» обучение навыкам социологи­ческого анализа, т. е. давать студентам знания, полезные, во - первых, как гражданам, а во - вторых (с учетом того, что у лиц с высшим обра­зованием есть шансы стать руководителем),- как потенциального заказ­чика, т. е. из всего широкого спектра нюансов сформулированной ими самостоятельно проблемы выбрать - главные вопросы с учетом самого заказчика (министерства, мэрии, организатора дискотек, редактора газет и т. д.) и его возможности изменить (сохранить) ситуацию.

Вспомним, например, индийскую притчу о Будде и его ученике, которая заключается в следующем диалоге:

Будда спросил ученика:

- Кто там идет по дороге?

- Красивая молодая женщина - ответил ученик.

- Точнее! - потребовал Будда.

- Молодая женщина.

-Точнее!

-Женщина

-Точнее!

-Человек.

-Точнее!

-Скелет.

Составление методики мыслительных операций носит более твор­ческий, комплексный характер. Оно основано на использовании метода интроспекции, т. е. типу «представьте себе, что Вы...», методики Вальддорфской педагогики. Выполнение таких заданий предполагает исполь­зование всей совокупности социологических теорий.

Выполнение таких заданий дает возможность студентам не только усваивать "теорию, но и самостоятельно находить информацию, творче­ски ее перерабатывать и критически воспринимать. Вырабатывается способность формулировать оригинальные ответы, появляются навыки принятия решений, а также опыт работы в группе и проведении коллек­тивных «мозговых атак».

Следует заметить, что студенты с большим удовольствием состав­ляют кроссворды, их фантазия не имеет границ.

При составлении методики мыслительных операций важно обра­титься к собственному житейскому опыту, особенно при составлении ситуационных задач, а также практикумов. Именно он должен придать практическую направленность всей работе и вызвать определенный ин­терес. Преподаватель консультирует студентов, советует им литерату­ру. На завершающем этапе он анализирует, комментирует и оценивает каждую работу, выявляет их типичные ошибки.

ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ

А. Учебные игры

Как известно, любая игра - это ролевое взаимодействие условно противоборствующих групп в форме развлечения или соревнования по поводу достижения определенной цели. Учебная игра наследует из обычной игры соревнование, противоборство групп, ролевое поведение се участников, развлекательный элемент и добавляет к ней дело, т.е. пе­реводит групповое взаимодействие из сферы развлечения в плоскость «реального» поведения обучаемых в производственных, общественных условиях. Модели этих условии конструируются средствами учебного процесса таким образом, чтобы в них содержалась высокая концентра­ция сложных ситуаций, предназначенных для решения участниками игры, и чтобы имитируемые при этом процессы отражали жизнь, а ре­шения - современный уровень науки.

Признаками учебной игры являются: имитация учебными средст­вами производственных иди общественных условий, прямо связанных с одной из тем учебного курса; проблемное конструирование «шагов» игры и ситуаций; коллективное решение задач ее участниками; состяза­тельное движение к цели; ролевое взаимодействие обучаемых; соблю­дение принятых в игре правил; общественная значимость достигнутого в игре результата. Немаловажен при выборе данного вида практикума и интерес обучаемых к проблеме. Учебные игры не могут быть очень длительными, так как ограничены объемом учебных занятий.

На различных межвузовских курсах практикуются иногда игры, рассчитанные на 2-3 дня или 14-16 часов. Такие игры не подходят для учебного процесса. Учебная игра должна быть рассчитана на время се­минара (2 часа), хотя и может быть потом продолжена во внеучебное время, если заинтересует студентов.

Можно выделить два типа учебных (дидактических) игр: познавательные и деловые (производственные). Познавательные игры, в свою очередь, подразделяются на различные виды игр. в том числе и игры исторического типа», предполагающие воспроизведение определен­ных исторических событий, непосредственно связанных с темой учебного занятия; в устном изложении их обучающимися, которые распред е лены по социальным ролям имитируемого отрезка истории. При этом участникам игры предоставлено право не только описывать общий ход событий в той хронологической последовательности, в которой они протекали в действительности, выступать от имени исторических лиц, излагая их решения и поступки, по и вводить в игру предположительныеситуации, допускать возможность других решени и иного характера действий своих героев. В результате возникновения в игре непред­виденных ситуаций ее участникам предоставляется возможность стро­ить события не так, как они протекали на самом деле, а в максимальном соответствии прогрессивным тенденциям.

Однако таких «ходов» в игре - минимум. Главное в игре не в том, чтобы перекроить историю в соответствии с законами общественного развития или в соответствии с субъективными позициями играющих, а в том, чтобы, опираясь на практику, анализируя исторические события, самостоятельно прийти к осмыслению той учебной теории, которая опредмечена в данных исторических событиях.

Задача участников игры в период подготовки состоит в том, чтобы по литературе и курсам читаемых лекций изучить ход имитируемых событий, действие ролевых партнеров, вжиться в образ своих героев и быть готовым проанализировать их деятельность, получая для этого слово в зависимости от хронологии событий и поступков, а также сте­пени их завершенности в данной игре. Этот вид игры называется ими­тационным исполнением ролей.

К учебным играм относятся также игры, углубляющие знания студентами документов и первоисточников. Трудно, например, иными учебными средствами побудить студента к более основательному изу­чению Конституции и других документов и более убедительно показать их практическое значение, чем в учебной игре «Демократические ин­ституты, «Позиция», «Предвыборная кампания» и др.

В деловой (производственной) игре зачастую имитируется произ­водственная обстановка и решаются неизбежно возникающие проблем­ные ситуации, вводимые в игру ее руководителями.

В качестве примера учебных деловых игр можно назвать «Выбор руководителя», «Кадры», «Маркетинг», «Социально-экономические приоритеты трудового коллектива» и «Конфликт». На занятиях могут проигрываться ситуации типа «Если бы я был начальником цеха (мас­тером, мэром города, президентом страны)». В нашей книге читатель найдет подробное описание игр «Новое назначение» и «Конфликтные ситуации», апробированных на практике и рамках спецкурса «Социология труда и управле­ния», а также игры Выбор стиля руководства в процессе принятия ре­шения».

С алгоритмом деловой игры, методикой ее подготовки и проведения, основными этапами можно познакомиться, прочитав книгу: Оганян К.М., Оганян К.К. Социология: учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. -160с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow