Тема 4. Основания риторики и гомилетики. Лекция в курсе социологии
Практическое занятие «Основы риторики»
План практического занятия
1. Роль публичного речевого общения в преподавании.
2. Методологическое оснащение речевой деятельности.
3. Основания риторики и гомилетики.
4. Искусство публичной речи.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Роль риторики и гомилетики в ораторском искусстве? Что такое пафос, логос и этос? Назовите примеры отсутствия пафоса, логоса и этоса в публичной речи.
2. Раскройте физиологические особенности голоса и речевой деятельности. Какие методические требования предъявляются к речевой гимнастике?
Темы докладов и рефератов
1. Роль риторики и гомилетики в ораторском искусстве.
2. Лекция как форма обучения. Основные требования и особенности различных типов лекций.
3. Характеристика общения лектора с аудиторией.
Основная литература
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: МГСУ, 2010.
|
|
2. Бардовская Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб.: РГПУ, 2011.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д,. Основы педагогики: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: МГСУ, 20011.
4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для вузов. М.: РГПУ, 2010.
5. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М.: Университет, 2009.
6. Оганян К.М. Методика преподавания социологии. Учебное пособие/ К.М. Оганян. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 194 с.
Дополнительная литература
1. БАБИНЦЕВ В.П., ЛЕБЕДЕВ С.Д. Курс на новые технологии. СоцИс., 2010., №06
2. ШАФРАНОВ-КУЦЕВ Г.Ф. Социологическое знание в системе социально-гуманитарной подготовки студентов. СоцИс., 2010, №05
3. СОРОКИНА Н.Д. О компетентностном подходе и проективном обучении (На примере курса "Конфликтология"). СоцИс., 2010, №05
4. ПЕТРОВ В.Н., КУЛИКОВ Е.М. Игровые формы семинарских занятий. СоцИс., 2010, №05
5. БУЛАНОВА М.Б. Новые информационные технологии в социологическом образовании. СоцИс., 2010, №05
6. ЧЕРНЯЕВА Т.А., ШИЛОВА В.А. Конференция профессиональных социологов. СоцИс., 2008, №05
7. БУТЕНКО И.А. К истории создания первой социологической ассоциации. СоцИс., 2008, №06
8. НАРБУТ Н.П., ПОДВОЙСКИЙ Д.Г., ПУЗАНОВА Ж.В., ЦВЫК В.А. Опыт применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании. СоцИс., 2008, №09
Дополнительные источники литературы определяются преподавателем по каждому занятию
Тема 5. Семинарское занятие. Организация групповой дискуссии
Практическое занятие «Формы и функции семинарских занятий»
План практического занятия
1. Функции семинарского занятия в учебном процессе, его достоинства.
2. Формы семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, контрольная работа. Планирование и подготовка к семинарскому занятию.
|
|
3. Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарскому занятию.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Какую методическую функцию выполняет в учебном процессе семинарское занятие? Как оно соотносится с другими формами технологиями обучения?
2. Охарактеризуйте особенности форм семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, контрольная работа.
3. Проведите сравнение лекции и семинара как форм учебной работы? Приведите примеры удачного и неудачного семинарского занятия. Охарактеризуйте их.
4. Какие методы, технологии ведения групповой дискуссиивам известны? В чем особенность игротехнических технологий групповой дискуссии?
5. Составьте план семинарского занятия с указанием его тематического методического плана.