Договор перевозки груза: понятие, элементы, исполнение. Переадресовка грузов

Понятие - по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По правовой природе является двустороннеобязывающим, возмездным, реальным.

В морских перевозках договор перевозки груза может быть и реальным, и консенсуальным (перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель (фрахтователь), в порт назначения и выдать ему (управомоченному на получение груза лицу), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Элементы:

Стороны:

Перевозчик:

На морском транспорте (по КТМ). Судовладелец – лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли он собственником или использует его на ином законном основании. Также судовладельцем признается фрахтователь (арендатор), эксплуатирующий судно и от своего имени заключающий договоры морской перевозки с отправителями грузов.

На воздушном транспорте (по ВК). Эксплуатант – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление воздушных перевозок грузов; должен владеть на законном основании воздушным транспортным средством; должен иметь сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

На ж/д транспорте (по УЖТ). Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки ж/д транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз, управомоченному на его получение лицу (получателю). Все такие юридические лица и ИП являются структурными подразделениями АО «РЖД». Ж/д перевозчик должен иметь лицензию на данный вид деятельности, владеть на любом законном основании ж/д подвижным составом, иметь квалифицированных работников, заключить договоры об оказании услуг локомотивной тяги (если он не имеет локомотивов) и об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее отправку грузов.

Грузополучатель – лицо, управомоченное на получение груза. Является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки.

Форма договора. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа, предусмотренного законом. Названные документы содержат все существенные условия и, по сути, представляет собой письменную форму. Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоотправителем и предоставляется перевозчику одновременно с передачей ему груза. С этого момента договор считается заключенным.

По УЖТ: на ж/д транспорте накладная является еще и товаросопроводительным документом. Транспортная накладная состоит из 4 листов: оригинал накладной – выдается перевозчиком грузополучателю, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости – остается у перевозчика, квитанция о приеме груза. Оригинал накладной и ж/д ведомость следуют вместе с грузом. Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости, что получил оригинал накладной. Возможно заполнение электронной накладной. Отправитель несет ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия внесения неточных данных. За искажение в накладной наименования груза, особых отметок, иных сведений о свойствах груза, в результате чего снижается стоимость перевозки и возможность возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения, а также за отправление запрещенных для перевозки грузов грузополучатель оплачивает штраф в 5кратном размере стоимости перевозки грузов независимо от возмещения убытков перевозчику.

В КВВТ, УАТ, ВК правила о транспортной накладной аналогичны.

По КТМ: Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем документа – погрузочного ордера, в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность всех данных. Коносамент является ценной бумагой и может быть именной, ордерный, предъявительский. Вместе с передачей коносамента к новому держателю переходят и все права, связанные с распоряжением груза.

Исполнение договора:

Обязанности перевозчика:

1. Обязан доставить груз в пункт назначения – на ж/д станцию, на речной/морской порт, в место нахождения получателя груза, в аэропорт. Допускается изменение пункта назначения или грузополучателя. На ж/д транспорте это называется переадресовка груза. Переадресовка груза производится по заявлению грузоотправителя или грузополучателя. За это взимается соответствующий сбор. При этом, заявитель обязан произвести расчеты за перевозку груза по первоначальным перевозочным документам и внести платежи по новым перевозочным документам. Подобные положения о переадресовке содержатся в КВВТ, ВК, КТМ.

2. Обязан доставить груз с соблюдением определенного срока. Такой срок определяется транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии в них – в разумный срок. На ж/д транспорте стороны в договоре могут предусмотреть иные сроки, чем установлены в правилах перевозки грузов. Сроки исчисляются исходя из норм суточного пробега вагонов. При этом этот срок увеличивается на двое суток - операции на отправление и прибытие груза, 1 сутки на переадресовку (если она есть), 2 суток, если перевозка осуществляется на расстоянии свыше 1000км. При морских перевозках срок устанавливается по соглашения сторон, а если не установлен, то в разумный срок.

На ж/д грузы считаются доставленными в срок, если на станции назначения они выгружены перевозчиком или вагоны с грузами поданы для разгрузки грузополучателем до истечения установленного срока доставки. Сроки также считаются соблюденными, если грузы прибыли на станцию вовремя, но не были поданы для разгрузки по причинам, зависящим от грузополучателя (например, не внесены платежи). Данный факт удостоверяется актом общей формы.

3. Обеспечить сохранность перевозимого груза с момента его принятия до выдачи получателю. На ж/д перевозках погрузка грузов в вагоны на местах необщего пользования, их укладка, размещение и закрепление внутри вагона возлагается на грузоотправителя, следовательно, ответственность за недостачу, повреждение и порчу груза из-за неправильной погрузки несет грузоотправитель. При морских перевозках размещение груза на судне производится по усмотрению капитана, следовательно, ответственность за правильное размещение и крепление груза несет он.

Если принятый к перевозке груз обладает какими-то свойствами, то в накладной должны содержаться указания на это, и перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.

Обеспечению сохранности перевозимых грузов служит пломбирование (вагона, контейнера, судового помещения и др.). Но прибытие груза в пункт назначения за ненарушенной пломбой грузоотправителя в случае его несохранности может свидетельствовать лишь о вине грузоотправителя в недостаче, но не освобождает перевозчика от ответственности в случае повреждения или порчи груза.

Перевозка палубных грузов при морской перевозке – перевозчик может перевозить груз на палубе только по соглашению с отправителем, в силу прямого указания закона или если это следует из обычаев делового оборота.

Для обеспечения сохранности некоторых грузов заключается договор об их сопровождении военизированной охраной или представителями грузоотправители или грузополучателя. На ж/д транспорте устанавливаются специальные перечни таких грузов. Также это может быть предусмотрено договором.

4. Должен уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах. На ж/д транспорте уведомляется не позднее, чем до 12 часов дня, следующем за днем прибытия груза в пункт назначения. Отсутствие своевременного уведомления освобождает получателя от платы за пользование вагонами, контейнерами. Порядок уведомления письменный. Допускается телефонограммами.

5. Выдать груз получателю или иному управомоченному лицу. Представитель должен иметь доверенность на совершение соответствующих действий. Вместе с грузополучателем перевозчик осуществляет раскредитование документов (действия по оформлению выдачи грузов). Окончательным подтверждением выдачи груза признается подпись грузополучателя в дорожной ведомости (часть накладной).

По УЖТ:

Если получатель принимает груз с задержкой, то он должен оплатить сверхнормативный простой по тарифу. Груз хранится бесплатно в течение 24 часов.

Перевозчик при выдаче груза выполняет также проверку массы груза, его количества, состояния и т.д. При обнаружении несоответствий с накладной составляется акт общей формы, а если есть разногласия сторон, то составляется и коммерческий акт. Если при проверке состояния груза обнаружены его недостача, порча или повреждение либо такие обстоятельств установлены составленным в пути следования коммерческим актом, ж/д станция обязана определить размер недостачи, повреждения, порчи и выдать получателю коммерческий акт. Если недостатки значительные, то приглашается эксперт, либо по инициативе перевозчика, либо по инициативе получателя.

Коммерческий акт составляется в следующих случаях:

- для фиксирования несоответствий наименования, массы, количества мест, которые указаны в документах;

- для фиксирования повреждения/порчи груза;

- если груз прибыл без перевозочных документов;

- если перевозочные документы прибыли без груза;

- при непередаче перевозчиком груза в течении 24 часов после оформления документов по выдаче груза (т.е. после раскредитования документов);

- при возврате похищенного груза.

Коммерческий акт должен быть составлен в день выгрузки или в день выдачи груза получателю, а в пути следования – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом, но не позднее 1 суток. Оформляется в трех экземплярах, подписывается получателем и работниками ж/д станции назначения. О выдаче коммерческого акта делается в ж/д накладной. Выдается получателю по его требованию в течение 3 дней. В случае отказа получатель может подать жалобу в ж/д управление. Жалоба подается либо непосредственно либо через начальника ж/д станции.

Экспертиза. Оплачивает тот, кто инициирует. В последующем оплата подлежит взысканию с виновной стороны. Экспертиза без участия представителя ж/д является недействительной. В акте экспертизы должны содержаться мотивированные выводы о причинах повреждения, размер, сумма, на которую понизилась стоимость груза.

Для вывоза груза со станции получатель предъявляет отметку на накладной о выплате всех платежей. Если вывоз по пропускам, то еще и пропуск. Если груз вывозился после срока бесплатного хранения, то получатель должен предъявить квитанцию об уплате всех сборов.

Документы о причинах несохранности груза, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае споров подлежат оценке судом наряду с другими документами, подтверждающими обстоятельства, которые могут служить основанием для возложения ответственности на кого-либо из участников договора.

Отличия о ж/д перевозок:

По КВВТ. Порядок выдачи и вывоза груза может быть определен соглашением сторон.

По УАТ. Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, цистернах, прицепах и т.д. выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза. Факты несохранности грузов удостоверяются записями в транспортных документах, а в случае разногласия сторон – актами установленной формы.

По КТМ. Получателем груза по договору морской перевозки, осуществляемой по коносаменту, признается любой законный держатель коносамента. При выдаче груза получатель обязан возместить перевозчику расходы по перевозке, внести плату за простой судна в порту выгрузки, в некоторых случаях уплатить фрахт и плату за простой судна в порту погрузки. Исполнение данной обязанности обеспечивается правом удержания груза. Взыскание на удерживаемый груз осуществляется путем проведения публичных торгов.

Обязанности отправителя:

Внести провозную плату до отправления груза. Плата за перевозку в транспорте общего пользования устанавливается по тарифам, предусмотренным транспортными уставами и кодексами. Исполнение грузоотправителем обязанности по оплате носит предварительный характер (без предварительного получения провозной платы перевозчик не будет исполнять свои обязательства по перевозке груза). Окончательный расчет осуществляется в пункте назначения грузополучателем.

КТМ. На морских перевозках взимается фрахт – плата по соглашению сторон, а не по тарифу. При отсутствии соглашения размер фрахта исчисляется исходя из ставок в месте погрузки и во время погрузки.

КВВТ. Тарифы устанавливаются Правительством РФ.

Обязанности грузополучателя:

1. Принять от перевозчика доставленный груз, в том числе и незаказанный. Получатель не обязан получать груз до момента выражения перевозчику намерения воспользоваться своим правом. С этого момента для лица, обозначенного в транспортной накладной в качестве получателя груза, принятие груза становится обязательным. Если лицо, не смотря на направленное ему уведомление о прибытии груза, не обращается к перевозчику с требованием о выдаче груза, то он не признается участником данной перевозки и у него никаких обязанностей не возникает. Для данного груза устанавливается режим, как для невостребованных грузов.

2. Должен внести плату за перевозку и иные причитающиеся платежи (произвести окончательный расчет). Если грузополучатель не внес соответствующие платежи или не совершил иные необходимые действия, перевозчик вправе удержать груз, о чем уведомляет грузополучатели и грузоотправителя, и грузоотправитель должен распорядиться грузом в течение 4 суток. Если он этого не сделает, то перевозчик может реализовать груз в пределах задолженности (кроме грузов, изъятых из оборота). Суммы от реализации распределяются следующим образом: сначала из этой суммы выплачиваются все платежи, а затем оставшаяся сумма возвращается грузополучателю.

Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке груза. Невыполнение заявки, просрочка доставки, утрата, несвоевременная оплата, отказ от получения груза

В соответствии с ГК, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозки стороны несут ответственность, предусмотренную ГК, транспортными уставами и кодексами, соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности недействительны. КТМ и УЖТ допускают возможность соглашения об уменьшении или исключении ответственности в отношении перевозчика. По ВК перевозчик может заключить соглашение о повышении пределов своей ответственности.

Ответственность перевозчика:

За просрочку груза. Перевозчик должен доставить груз в срок, а если срок не указан, то в разумный:

УЖТ: перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более, чем в размере платы за перевозку груза. Перевозчик может быть освобожден от этой ответственности, если докажет, что просрочка произошла в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки, устранением угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств и иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.

ВК: воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25%МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем половину провозной платы. Он освобождается от ответственности, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, либо по иным обстоятельствам, не зависящим от перевозчика.

КВВТ: перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за каждые сутки просрочки, но не более половины провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых не зависело от него. В КВВТ содержится универсальный перечень таких обстоятельств: непреодолимая сила, бедствия стихийного характера, спасение жизней людей или имущества на воде, военные действия, прекращение или ограничение движения судов).

УАТ: перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более, чем в размере платы за перевозку груза. Перевозчик может быть освобожден от этой ответственности, если докажет, что просрочка произошла не по его вине.

КТМ: ответственность предусматривается не КТМ, а соглашением сторон, но не может быть более размера фрахта.

За несохранность груза (утрата, недостача, повреждение (порча):

Утрата – невозможность перевозчика выдать груз получателю в течение установленного срока (на ж/д транспорте в течение 30 дней).

Недостача – разница между количеством груза, указанном в транспортном документе и фактическим количеством груза, прибывшим в пункт назначения.

Повреждение – понижение качества груза, которое вызвано механическим нарушением его целостности.

Порча – несоответствие качества груза его первоначальному качеству, полная или частичная утрата грузом его полезных свойств.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что недостача, утрата или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или их устранение от него не зависело: на ж/д транспорте:

- причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;

- особые естественные свойства;

- недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при приеме груза;

- тара, не соответствующая свойствам груза;

- сдача груза, влажность которого превышает установленную норму.

Бремя доказывания ложится на перевозчика.

При морской перевозке основаниями освобождения ответственности за несохранность груза служат любые обстоятельства, возникшие не по вине перевозчика.

Перевозчик должен возместить понесенные отправителем или получателем убытки.

Законодательство предусматривает предельный размер ответственности перевозчика:

- в случае утраты или недостачи груза возмещается стоимость в размере утраченного или недостающего груза;

- при повреждении (порче) – в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, а при невозможности его восстановления – в размере его стоимости;

- если груз сдавался к перевозке с объявлением его ценности, ущерб подлежит возмещению перевозчиком в размере объявленной стоимости груза.

Также перевозчик должен возвратить провозную плату.

По КТМ в случае несохранности груза сумма возмещения ущерба исчисляется из стоимости груза в том месте и в тот день, когда груз выгружен или должен был быть выгружен по договору. Стоимость определяется по цене, которая сложилась на товарной бирже, если нет, то по рыночной цене. Если нет ни того, ни другого, то исходя из обычной стоимости таких грузов.

Ответственность грузоотправителя и грузополучателя:

Причины:

- неправильное указание в транспортной накладной наименования груза и его особых свойств;

- отправление груза, запрещенного для перевозки;

- просрочка внесения провозной платы и иных платежей.

По УЖТ и КВВТ за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза и его особых свойств и отправление груза, запрещенного для перевозки, с перевозчика взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза. По ВК и КТМ законные неустойки отсутствуют, отправитель и фрахтователь возмещают перевозчику убытки, если не докажут, что убытки причинены не по их вине.

В случае просрочки внесения провозной платы и иных платежей перевозчик имеет право задержать отправление груза до внесения соответствующих платежей. По УЖТ и КВВТ перевозчик должен внести платежи еще и за предыдущие перевозки. При несвоевременных расчетах в пользу перевозчика взыскиваются проценты на сумму просроченного платежа в размере ставки рефинансирования.

К грузополучателю может быть применена ответственность в виде штрафа за задержку выгрузки груза.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: