Социальная структура франкского общества

Таким образом, во франкском обществе появились элементы социальной структуры, и мы можем выделить основные общественные группы:
- знать (так называемые лучшие люди). К ним относились конунг, военные предводители, старейшины и часть дружинников (“старшие”);
- свободные франки. Это были те родичи, которые имели земельные наделы и либо обрабатывали их, либо воевали. До известного времени сюда входила и остальная часть дружины;
- полусвободные (литы) - те, кто вышел из рабского состояния, но оставался в зависимости;
- рабы. Рабство было патриархальным, временным.
Наряду с франками в их государстве жило прежнее, галло-римское население. К нему относились:
- владельцы крупных земельных наделов (латифундий). Этих людей называли королевскими сотрапезниками;
- вольноотпущенники, обрабатывавшие землю;
- главные труженики латифундий - рабы.
Таким образом, социальная структура франкского общества была двойной. Количество рабов постепенно сокращалось, преобладали лично свободные люди, которым очень трудно было вести хозяйство самостоятельно. Поэтому они стремились получить поддержку и защиту у богатых и знатных людей. Это было выгодно, так как вместе с поддержкой и защитой можно было получить и землю.
На протяжении VI - VII вв. франкское общество постепенно менялось. Свободные родичи начали группироваться вокруг местной знати. Таким образом, стали возникать крупные хозяйства, в которых за счет углубления разделения труда достигался экономический рост. В этих хозяйствах 60% населения было полностью свободными людьми и только 40% - в разной степени зависимыми. В основном такие хозяйства организовывала церковь. Постепенно возникли крупные хозяйства, в которых быстрее развивалось сельское хозяйство и ремесло. Государственная власть была недовольна появлением таких крупных хозяйств и пыталась остановить этот процесс, так как жители вотчин выходили из-под власти государства, а, следовательно, переставали платить налоги и участвовать в ополчении. Борьба государства с крупными землевладельцами часто приводила к конфискациям имущества, особенно церковного (так как самый высокий уровень производства был в церковных хозяйствах). Но центральная власть не могла остановить процесс формирования крупных хозяйств. В результате она потеряла доходы и, чтобы заставить подчиниться, оказалась вынужденной раздавать земельные наделы, получатели которых были обязаны выставлять военный отряд и участвовать в походах правителя.

3. “Салическая правда”

“Салическая правда” - фиксированный перечень правовых обычаев, являющийся первым типичным памятником средневекового обычного права.
Этот исторический источник создает большие проблемы исследователям:
- текст написан на латинском языке с употреблением римских юридических терминов, следовательно, он составлен высокообразованным латинским писцом-делопроизводителем на основании, прежде всего, мнения франков, а затем, древнеримских юридических памятников. И при анализе “Салической правды” перед нами оказывается документ, который не является стопроцентным описанием жизни франков;
- все законодательные памятники фиксируют сначала волю законодателя, и, кроме того, описывают преимущественно исключения из обычной жизни (правонарушения).
После подобных оговорок, следует отметить, что “Салическая правда” представляет собой попытку введения юридической системы, основанной на штрафах (вергельдах, которые взимались с преступника в дополнение к возмещению имущества и обычно передавались конунгу). Внимательное чтение текста свидетельствует о том, что была предпринята попытка разработать систему штрафов. Однако люди, руководствовавшиеся ею, не знали торговли и не имели понятия о стоимости вещей. Система вергельдов, применяемая в “Салической правде”, использует штрафы, но это свидетельствует о наличии не столько экономических, сколько социальных различий. Экономические отношения были примитивны, поэтому главной идеей подобного законодательства была защита личной собственности, которая воспринималась как составная часть человека. Посягательство на эту вещь являлось, следовательно, скорее оскорблением, чем нанесением имущественного вреда. “Составной частью человека” являлся его дом, поэтому наказание за проломленную стену или испорченный забор соответствует наказанию за нанесение увечий. Если понимать участок земли человека как составную часть его личности, то можно понять, почему вступление на чужую землю считалось оскорблением. С точки зрения вещи (как составная часть какого-либо мужчины) рассматривались и женщины, поэтому даже прикосновение к ней считалось оскорблением того, кто над ней властвовал.
Таким образом, характер наказания определялся социальным положением человека, которому наносилось оскорбление. Соответственно, “Салическая правда” установила разные штрафы за преступления, совершаемые против людей, стоявших на различных ступенях социальной лестницы. Выше всего оценивались люди, выполнявшие распоряжения конунга. Меньший вергельд назначался за преступления против знати, еще меньший - за преступления против королевских сотрапезников, галло-римлян. Но большой вергельд защищал свободных франков, которые составляли в государстве большинство и еще принимали участие в государственном управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: