Идея блага является очень древней и фундаментальной. Этимология самого корня благ не вполне ясна, во всяком случае специалисты не пришли к уверенному согласию.
Можно высказать предположение, что исходно и цветовой смысл (белизна), и социальный (благо) связаны с еще более фундаментальной идеей выделенности как таковой, т.е. необычности.
Вернемся, однако, к общей идее блага. В ней по сути обобщено все то, ради чего стоит действовать и жить. Предельная обобщенность блага способствует тому, что оно самоопределяется из целого.
Концептуализация основы целедостижения как середины связана с акцентированием такого важного условия жизнедеятельности людей как безопасность. Дело в том, что сама природа безопасности предполагает противопоставление исходных природных оптимумов, а затем и человечески утверждаемых норм аномалиям разного уровня (неприемлемые угрозы, допустимые риски и т.п.) и на этой основе — развитие системы рациональных обратных связей, как негативных, так и позитивных.
|
|
Безопасность особенно важна для таких нестабильных, открытых политических систем, как исторические империи. Основой целедостижения в этих условиях становится алгоритм саморазвертывания открытых политических систем, прежде всего осуществление империума — неумолимого вчинения порядка. Не благо само по себе, не безопасность, а стремление к ним через дисциплинирование все новых и новых пространств.
В древних культурных традициях благо отождествлялось со здоровьем. Аристотель представляет благо как высшую цель(telos) -совершенство. Совершенство блага в избегание крайностей.