Полк: эволюция понятия в социально-политическом дискурсе

Непосредственное участие в господстве делает вооруженных сородичей актуально равноправными в решении всех основных дел рода, а тем самым потенциально и политически равноправными. Поэтому первобытный народ-полк концептуализует одновременно саму людскую общность и систему ее организации. Как зародышевое, расплывчатое понятие, полк имеет отношение одновременно к политии, а также к конституции. Он, по сути дела, представляет собой одно из первых прозрений возможности возникновения политического, а затем и конституционного порядка.

Всеобщее вооружение имеет важное значение как средство усвоения осознания своих прав. Всеобщая воинская обязанность в связи с этим имеет немалый демократический и конституционный потенциал.

Примитивная модель — политический порядок, конституция — полка (военной демократии) неоднократно воспроизводилась в усложненном виде.

Модели полка вполне соответствуют «странные правления — ордена монахов-воителей во главе торговых империй», созданные, например, Тевтонским орденом в Пруссии и Орденом меченосцев в Ливонии. Тевтонский орден с его жесточайшим внутренним регламентом и доходившей до скупости экономией смог обеспечить порядок и благоприятные жизненные условия для тех, кто принимал его покровительство и служил ему. Напротив, даже слабое сопротивление безжалостно подавлялось (геноцид пруссов - только один, наиболее вопиющий, пример). Облегчены были в сравнении со многими другими землями налоги и повинности, вовсе не взимались отдельные виды налогов и таможенная пошлина, что содействовало развитию торговли и производства. Орден следил за порядком и стандартами торговли, чеканил свою монету и каждые десять лет заменял «денежную массу» по строгому обменному курсу. Четко регулировался порядок в городах и поселениях. Были установлены стандарты градостроительства и строительства вообще, связанные с выделением достаточного пространства для построек, с использованием строительных материалов (предпочтение отдавалось кирпичу), с обеспечением должного внешнего вида, санитарной и, особенно, противопожарной безопасности.

Практически в любой политической системе тем или иным образом используется модель полка. Так, даже в такой наиболее последовательно ориентированной на ритуал политической традиции, как японская, потестарность получает разнообразные проявления, включая, например, ключевую субсистему токугавской политии — бакуфу, правление ставки, «шатра».

При стремительном возвышении народа-войска, завоевании «многих градов и царств» не просто объяснимо, но фактически неизбежно перенесение отношений и способов общения, характерных для потестарности, простейшей и исходной деспотии (бесконтрольная власть, не стесненная никакими формальными правилами и законами и опирающаяся непосредственно на силу), на то, что остается от политической, институциональной инфраструктуры завоеванных «градов и царств.

Однако вооруженность — это синоним не только зла и насилия, но и свободы при условии, конечно, что вооружены все участники политического сообщества. В вооруженности прорисовываются контуры авторитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: