Межправительственные организации в системе современных международных политических коммуникаций

Международные организации (МПО) остаются в числе наименее изученных акторов мировой политики в отечественной науке. В то же время распад биполярной системы привел к небывалому росту количества их как акторов на мировой арене, а также усилению их потенциала и значения в мире. Сегодня многие международные межправительственные организации играют сравнимую с государствами роль в определенных ситуациях и процессах. Поэтому важно разрабатывать новые методы оценки их деятельности. В мире отсутствует конвенционное определение термина «международная организация». Большинство исследователей стремится ограничить круг тех организаций, которые подходят под определение «межправительственные». В то же время некоторые авторы все же склоняются относить Группу восьми или Британское содружество к классу международных организаций, хотя, наверное, предпочтительно включить эти структуры в категорию многосторонних институтов, более широкую, чем класс МПО. Однако приписывание некоторых многосторонних структур к категории организаций позволяет иногда применить уже известные схемы и модели и тем самым облегчить анализ, хотя это, возможно, приведет к ошибочным выводам.

Наиболее распространенным определением международной организации можно считать следующее: МПО – это некое объединение государств, созданное на основе международно-правового акта и обладающее постоянными органами и уставными документами. При этом некоторые специалисты еще добавляют, что международные организации создаются для «реализации общих целей и действуют согласно уставным документам»Чаще всего пишут: трех и более государств. Другие пишут, что объединения государств обладают «определенной согласованной компетенцией»В поддержку позиции, согласно которой межправительственные организации являются самостоятельным актором, могут быть выдвинуты следующие аргументы. Во-первых, МПО имеют очень большое значение в выработке норм международного права, а также международных режимов определяющих современные международные отношения и мировую политику. Во-вторых, посредническая роль межправительственных организаций в переговорах часто способствует подписанию мирных соглашений (например, в Судане в 2005 г.), которые в дальнейшем кладут начало мирному развитию стран. В-третьих, документы МПО, в которых осуждаются те или иные действия, даются оценки прогнозы и т. п., широко распространяются, цитируются СМИ и тем самым оказывают влияние на массовое сознание. В-четвертых, государства изначально наделяют международные организации акторностью и стремятся контролировать их в наиболее возможной степени. В-пятых, международная бюрократия обладает собственными интересами, которые могут быть отличны от интересов государств. Большое количество и разнообразие межправительственных организаций ставят вопрос об их классификации. Большинство исследователей склоняется к делению изучаемого актора по двум основным признакам: по принципам членства и по кругу рассматриваемых вопросов. В таком случае по принципам членства международные организации делятся на универсальные (ООН, ФАО, ВОЗ), межрегиональные (Организация Исламская конференция, ОПЕК, АТЭС), региональные (Лига арабских государств, КАРИКОМ, Африканский союз), субрегиональные (Северный совет, ЕВРАЗЭС).По кругу рассматриваемых вопросов выделяют общецелевые (ООН),экономические (ВТО, Организация Черноморского экономического сотрудничества, ЕВРАЗЭС), военно-политические (НАТО, возможно, ШОС), финансовые (Всемирный банк, МВФ), научные («Эврика»), технические (Международная организация по стандартизации)По кругу рассматриваемых вопросов можно, например, ограничиться выделением международных организаций только с множественными (ООН,

Организация американских государств, АС) или специальными (ВОЗ, МОТ, МЕРКОСУР) целями. Некоторые исследователи также выделяют организации с открытым и закрытым членством. При этом под первыми подразумеваются ООН, МОТ, ВОЗ – то есть те МПО, которые не ограничивают членство государств определенными критериями. С другой стороны, доступ в международные организации с закрытым членством весьма ограничен. Например, в НАТО можно вступить только после получения приглашения от всех государств, входящих в Альянс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: