Мировое сообщество

В некотором смысле сформировать расширенное этическое сознание труднее, чем нашу этическую ответственность на более низком уровне группового взаимодействия. Тем не менее, сегодня существуют мощные силы, продвигающие нас к новому этическому глобальному сознанию.

Во-первых, межгрупповые столкновения уменьшаются там, где возникают крупные государства и преобладают системы закона и порядка. Этот процесс идет нелегко, и внутри крупных национальных образований иногда все еще происходят этнические конфликты. Многие современные национальные государства являются настолько крупными, что способны охватывать значительные территории и большое число различных расовых, религиозных и этнических групп, создавая условия их мирного сосуществования. В первые годы существования США, когда группы иммигрантов стекались в большие города, возникали вспышки уличной войны между бандитскими группировками ирландцев, немцев, евреев, поляков и т.д. Веком позже эти конфликты прекратились, поскольку нация стала более однородной, и новые гражданские добродетели вытеснили этнические ценности прежних времен. Можно надеяться, что то же произойдет и с неграми, азиатами и испано-американцами, которые ассимилируются большим обществом. Таким образом, национальное сознание в состоянии привить малым группам чувство патриотического долга ответственности более высокого уровня.

Во-вторых, на заре человеческой истории коммуникации были слабыми, а путешествия трудно осуществимыми. Большинство людей стремились жить и умереть на своей родине. Не только обычаи и привычки оставались практически теми же самыми и медленно изменялись, но и узкородственные группы стремились воспроизводить те же самые этнические и расовые типы. Но сегодня путешествия и передвижения широко распространены, а коммуникация совершается фактически мгновенно. Более того, браки между представителя различных рас, религий и этносов возрастают по мере того, как общество стремится к интеграции. Соответственно, разделение мира на четко определимые этнические территории или изолированные расовые группы постепенно размывается, и возникают новые смешанные расы. Правильнее было бы сказать, что смешанные браки не «нарушают чистоту расовых типов», как утверждают расисты, а усиливают и увеличивают их, разрушают древнюю преданность своему этносу. В Америке, Австралии, Канаде и в других странах заключаются браки между шотландцами, ирландцами, англичанами, немцами, евреями, поляками, итальянцами, неграми, испанцами, латиноамериканцами, азиатами и индейцами. В результате браков между черными и белыми рождаются мулаты, между азиатами и европейцами — евроазиаты — совершенно новые расовые типы. Сходные процессы можно наблюдать в большинстве стран Европы, которые уже не являются и, видимо, никогда больше не будут чисто белыми. В Европе расовые барьеры разрушаются и размываются по преимуществу прибывающими из бывших колоний иммигрантами.

Третьим, и самым удивительным фактом, является быстрый темп культурного взаимопроникновения и заимствования. Наука, технология и индустриализация наряду с западными демократическими идеалами и ценностями захватывают многие азиатские страны. Одинаково действующие этические и материальные ценности могут быть обнаружены в Японии, Саудовской Аравии, Париже, Кении, Лондоне и Лос-Анджелесе. Кроме того, на Запале проявляется сильный интерес к азиатским культурным ценностям. Возникает мировая культура, в которой больше не остается отделенных и изолированных лакун. Хотя существует множество языков, более эффективное общение настоятельно диктует потребность в общем мировом языке. Возможно, именно английский, вытесняя французский как язык дипломатических служб, более всего подходит в качестве средства, преодолевающего национально-языковые границы.

Четвертый, не менее значимый факт — это мощное взаимодействие экономических сил мирового масштаба. Никакие отдельные национальные государства или регионы более не в состоянии развивать свои экономики независимо от мирового производства и мирового рынка. Мировые транснациональные корпорации и могущественные конгломераты, преследующие свои интересы во всем мире национальные правительства сделали рынок всеохватывающим. Проблемы безработицы, производительности труда, капиталовложений, валютного обмена и обмена технологиями являются всемирными по своему масштабу.

Однако по-прежнему — и это сохраняет множество традиционных проблем — современный мир состоит из отдельных независимых, суверенных национальных государств, каждое из которых живет по своим собственным законам. Необходимость в своего рода транснациональном политическом авторитете и системе всемирных законов сегодня очевидна как никогда прежде. Двадцатый век разрушил традиционные империалистические колониальные империи. Научная промышленная революция позволила европейским нациям составить карты Семи морей, установить свое господство над различными частями света и создать огромные империи. Войны за национальное освобождение были прогрессивными, поскольку освободили нации от колониальною господства и вывели их на путь самоопределения. В то же время возникшие национальные государства спровоцировали множество конфликтов уже после второй мировой войны. Осознание общих интересов привело национальные государства к созданию региональных союзов, таких как Европейское экономическое сообщество. И здесь снова возникает вопрос: несет ли каждый из нас ответственность перед всем мировым сообществом?

Ясно, что мы имеем обязанность и несем ответственность перед нациями, к которым принадлежит каждый из нас. Будучи гражданами Франции, Японии, Голландии или Аргентины, мы можем говорить на соответствующем языке и разделять общее наследие и ценности нашей страны. Патриотизм и шовинизм остаются мощными силами современного мира, все еще способными, как и прежде, провоцировать страшные и разрушительные войны. Многие американцы заявляют о глубокой преданности идеалам, заключенным в Декларации независимости и Конституции США и ощущают свою привилегию быть гражданами этой страны по рождению или натурализации. Этническая и националистическая приверженность являются фактами современной жизни. Но если мы не обязаны становиться гражданам мира, то что из этого следует? Несем ли мы ответственность перед идеалом всемирного гражданства? Именно здесь ревизионистская и познавательная этика приходит к определенным выводам. Я смею утверждать, что такая обязанность, выходящая за пределы всякой ограниченности, приводит к ответственности за сохранение природной экологии Земли, за жизнь будущих поколений людей. Идеал всемирного гражданства предполагает обязанность следить — насколько мы в состоянии это делать — за соблюдением прав человека в любой точке земного шара. Этика гуманизма, если она что-нибудь значит, должна быть планетарной по своему масштабу. Существуют различия между отношениями внутри малых групп (хотя в них впервые возникает чувство личной ответственности) и мировым контекстом человеческих отношений. Будущее покажет, способны ли люди совершить этот глубокий переход от одного типа отношений к другому. В этой связи центральный вопрос нашей темы: как создать мировое этическое сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: