Необходимость критического этического исследования

Основным для этики гуманизма является необходимость совершенствовать способность критического этического исследования. Она важна не только для людей со зрелыми познавательными способностями, но также для общества и мира в целом. Мы должны с умом вкушать запретный плод с дерева познания добра и зла.

К сожалению, авторитарные моральные учения и даже воззрения, продвинувшиеся до уровня интернализации, не в состоянии справиться со всем многообразием жизненных проблем. Только познавательная этика может помочь разрешить новые проблемы, которые не охватываются даже интернализованной (ставшей внутренней) моралью, поскольку мы постоянно сталкиваемся с неопределенностью, лучший выход из которой должен быть продуман до конца.

Хотя существуют общие правила, которые разумные люди, вкусившие запретный плод, принимают во внимание в своем этическом размышлении, в конечном счете, ничто не может заменить независимого критического исследования. Еще вчера мы мало слышали о практической мудрости, завещанной великими философами, этими, возможно, лучшими советчика в принятии эффективных решений. То, что мы должны делать, может быть определено только в конкретных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся в жизни: когда зарабатываем на жизнь, делаем карьеру, покупаем и обставляем дом, ухаживаем за садом, общаемся с другими людьми, обсуждаем вопросы социальной политики или различные философские и политические идеи. Ничто не заменит критического разума в разрешении наших проблем.

В условиях глубоких изменений социальной и природной среды давно доказанные принципы должны применяться там, где это возможно. Там же, где они неуместны, мы сталкиваемся с необходимостью, возможно, даже радикально новых принципов и действий. Старые моральные учения иногда неадекватны современному контексту, поскольку не отвечают на вопрос, что делать перед лицом новых возможностей. Более того, старые идеи могут возводить непреодолимые препятствия на пути изменений. (Это значит не то, что изменение — это всегда хорошо, но то, что в любом случае оно продолжается.)

Трудно понять, как постиндустриальное урбанистическое и технологическое общество может надеяться основать все свои этические принципы и ценности на кодексах древних кочевых и земледельческих цивилизаций, откатываясь на две-четыре тысячи лет назад. Каким образом десять заповедей или Нагорная проповедь могут помочь нам решить этические проблемы биогенетической инженерии, космических путешествий, трансплантации органов, сохранения окружающей среды, информационного взрыва или накопления ядерных вооружений? Почти никак, поскольку наши предки, хотя и были подобны нам по своим стремлениям и страстям, обладали ограниченными (по сравнению с сегодняшними) знаниями о вселенной и о месте человека в ней. У людей того времени не было и не могло быть опыта, достаточного для создания морали, пригодной для всех будущих уровней развития общества. Они едва ли думали о том, чтобы установить идеальную мораль, рассчитанную на все времена, даже если они верили в божественное происхождение своих трансцендентных моральных учений. Даже мы, достигшие значительных успехов в науке и технике, не можем быть настолько самонадеянными, чтобы верить в создание этического учения, пригодного для всех будущих обществ. Кто может предсказать, что наши потомки узнают о мире, какие новые энергии и стихии они откроют, какие новые опасности будут угрожать человечеству? В наше время древнее понятие справедливой войны уступает место осознанию того, что любая война может повлечь за собой применение ядерного оружия, что его использование может быть неконтролируемым и что в результате произойдет полное уничтожение человечества.

Я снова повторяю, что единственным самым важным этическим императивом, который мы можем сформулировать для самих себя и завещать будущему, является необходимость быть критически разумными. Под этим я подразумеваю не просто научное понимание или техническое умение или многие другие возможные специализированные применения рассудка. Прежде всего, и главным образом я имею в виду этическую рациональность и моральную мудрость. Слишком мало людей обладают ею в достаточной степени. Слишком часто мы готовы пренебречь ею в жажде трансцендентной очевидности и спасения.

Эта жизнь и мир, в котором мы живем, предоставляют нам и будущим поколениям удивительные возможности. Но для того, чтобы полностью воспользоваться и насладиться ими, нам нужно развивать практическое познание и нравственные начала. Все это значит, что если мы не сможем передать нашим детям и не научимся сами искусству этического вопрошания и размышления, то будем продолжать считать жизнь тяжелой, а ее проблемы и конфликты неразрешимыми. Высшей целью обучения, таким образом, является развитие благоразумия и этической рациональности. Однако не всегда ясно, как этому обучать. Кажется естественным, что одни люди обладают практической мудростью, а другие безрассудны и глупы. И все же она может быть достаточно высокоразвита у детей и подростков путем честного диалога и обсуждения важных современных этических проблем.

Я полагаю, что прояснение наших принципов и ценностей должно стать отправным пунктом критического этического исследования. Термин «прояснение ценностей» (values clarification) использовался в отношении программ, по которым нередко обучали в школах.[1] Но они подвергались беспощадным нападкам, потому что не обучали абсолютам, столь любимым консерваторами. Последние боялись, что учащиеся могут быть ввергнуты в пучины сомнения, понимание ими правильного и ложного будет ослаблено и не выдержит испытаний в столкновении с альтернативными системами ценностей. Некоторые аспекты этой критики могут быть признаны справедливыми. Началом этической мудрости является прояснение. Но в чем оно заключается? Прежде всего, это означает прояснение наших предыдущих de facto* ценностей — всего того, чем мы дорожим и что лелеем — и наших prima facie этических принципов, общих принципов, которыми мы руководствуемся в нашем поведении. Мы начинаем с ценностей и принципов, уже присущих нашим привычкам, предрасположенностям и характеру. Мы исходим из этих ценностей и начинаем с них не для того, чтобы отвергнуть, а для того, чтобы достичь их осознанного понимания.

Процесс прояснения и проверки ценностей имеет ценностный смысл и связан с обязанностями и ответственностью, обусловленной социальной средой, частью которой является индивид. Прояснение с помощью анализа и определения существенно для любого этического исследования. В результате ценности больше не являются для нас обыкновенными привычками или предрассудками. Они поддаются сравнительной оценке и переопределению. Здесь мы достигаем высшего уровня этического сознания, поскольку входим в область обоснования. Мы пытаемся не просто принять наши принципы и ценности, но оцениваем их сознательно, определяем их адекватность на основе усмотрения их очевидности. Мы проясняем их в ходе размышлений над возможными последствиями их практического применения, в ходе установления их соответствия ценностям и принципам, принятым другими людьми, различными социальными группами и обществом в целом. На этой стадии этического размышления мы можем или подтвердить и укрепить наши ценности и принципы, включив в них ценные и надежные элементы морального наследия цивилизаций прошлого, или, если это необходимо, изменить и преобразить их открытыми нами новыми принципами.

Непримиримые защитники статус кво и неизменных абсолютных заповедей не решаются выйти за пределы ранее принятого или пересмотреть свои принципы. Но этот пересмотр может быть жизненной необходимостью. Вместе с тем сама практика этической рефлексии и оценки вырабатывает у личности цивилизованность и сдержанность. Вопреки опасениям некоторых критиков, эта практика помогает принять мудрое решение и избрать правильную линию поведения. В той степени, в какой мы можем действовать на основе разумной оценки контекста действия, наше поведение становится уравновешенным и рассудительным. Это главная задача когнитивного нравственного воспитания. Оно может быть освобождающим в той мере, в какой освобождает от неадекватных или устаревших догм прошлого и позволяет нам достичь более высокого уровня понимания этического. Проиллюстрирую эту мысль. Улучшение положения женщин и расовых меньшинств было достигнуто в борьбе с предрассудками, основанными на различных нормах, которые считались моральными.

Совершенствование рефлективной этической мудрости важно не только для повышения эффективности практики личного выбора, но и в силу ряда социальных причин. Темпы глобальных преобразований беспрецедентно высоки, традиционные социальные институты, считавшиеся стабильными, изменяются так фундаментально, что только критический разум может помочь нам выработать новые адекватные формы сотрудничества. Мы живем в полиэтническом мире, в котором существует разнообразие культур, заключающих в себе широчайший спектр различных ценностей и принципов. Так было всегда, но современные средства коммуникаций, транспорт и транснациональные структуры превратили достаточно автономное и независимое существование культур в плюрализм культур, полный конкуренции и конфликтов.

Нужно найти общее основание множеству ценностных систем и этических доктрин. Всемирное признание прав человека и необходимость уважать частную жизнь является шагом на пути к созданию общей транскультурной этики. Поскольку все мы живем на одной планете, существует настоятельная потребность в создании планетарного этического сообщества, к которому принадлежали бы все люди и культуры. Планетарное общество формируется объективно. Возникают глобальные экономические, технологические, научные, политические и социальные институты. Сейчас необходимо продвинуться на более высокий уровень понимания мирового сообщества. Я уверен, что мы должны реконструировать наши ценности и принципы. Существуют люди, которые хотели бы обратить всех в свою веру: в христианство, ислам, индуизм, идеологию тоталитарного марксизма или новые культы паранормального и необъяснимого. Но если кто-либо из них добьется успеха, человечество будет обречено скатиться в мрачные времена нового средневековья. Существует большая опасность того, что разрушение малых социальных групп, в которых мы жили первоначально, может породить массового человека, невосприимчивого к моральным принципам, и что мы можем некритически следовать новым обещаниям трансцендентного спасения, отказывая в доверии критическому этическому разуму и науке. В формирующемся новом мировом сообществе наше чувство морального поведения и ответственности не должно быть утеряно, а область прав человека и уважение к свободе и частной жизни не должны подвергаться опасности. Развитие нового планетарного общества делает очевидным, что древняя вера и мораль уже не смогут полностью удовлетворить нас. Можем ли мы обрести новое видение и мужество, требуемое для построения лучшего мира для всех членов человеческой семьи? Важной составляющей нового мира планетарного гуманизма является этическая мудрость. Будучи изгнанными из рая, мы должны, наконец, понять, что нашим высшим этическим долгом является долг перед мировым сообществом в его настоящем и будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: