Уровень 2: Внутренняя эмпатия и сдержанность

Вторая стадия морального роста отмечена позитивным подходом к морали. Под этим я имею в виду развитие в ребенке способности высоко ценить моральные качества. Это может быть достигнуто только тогда, когда моральные принципы и правила (1) становятся внутренними, интернализируются (internalized), (2) выполняются не просто из-за страха, но из подлинного чувства эмпатии и (3) вырастают из реалистического понимания необходимости владеть своими страстями и сдерживать их.

Здесь ребенок побуждается развивать свои собственные моральные чувства, действующие как бы из самих себя, без внешнего стимула порицания или наказания за не должное поведение. Циники могут доказывать, что эта форма морального сознания является простым психологическим самообманом, поскольку в действительности индивид ведет себя в соответствии с правилами, внушенными ему родителями или иными социальными институтами, и что ребенок в результате делает внутренними требования внешнего авторитета. Однако последнего совершенно недостаточно для зрелого морального поведения, предполагающего развитое независимое и автономное нравственное чувство. Оно не может быть порождено законодательными декларациями о том, что правильно и хорошо, а что ложно и плохо. Зрелое моральное поведение состоит в способности фиксировать и переживать чувство долга как свое собственное. Здесь моральная ответственность и чувство долга становятся частью самой личности. Они структурированы внутри предрасположенности личности, которая искренне понимает и учитывает потребности других и может сострадать им. Она сочувственно и благожелательно относится к другим и не стремится намеренно причинять им вред.
Несомненно, что родители и учителя, практикующие авторитарную модель морального воспитания, хотят, чтобы их дети были добрыми и сердечными. Ошибочно думать, что они желают, чтобы дети бездумно подчинялись их приказам или совершали правильные поступки по ложным мотивам. Но важнее другое. Здесь нет никакой гарантии того, что авторитарные требования повиновения породят внутренние моральные чувства. Моральное развитие требует выхода за границы авторитарного подчинения к сознательному и добровольному нравственному выбору.

Это развитие имеет еще одну сторону: выработку навыков контроля и сдерживания своих намерений и желаний. Возникающие при этом проблемы достаточно сложны. По-видимому, надзирающее суперэго ограничивает и сдерживает гедонистическое «оно» изначальной сексуальности. Церковь и государство стремятся очертить границы допустимого поведения и обозначить как безнравственное или незаконное любое отклонение от определенных норм сексуального поведения. Они также пытаются регулировать употребление спиртных напитков, обжорство или непомерное требование власти. Но если человек не способен понять важности и необходимости психического равновесия и заботы о своем собственном здоровье, то он легко может стать жертвой каждой случайно охватившей его страсти. Его внутренняя жизнь будет тиранической, и он будет находиться в состоянии войны с самим собой, если окажется не в состоянии дисциплинировать свои желания, не осознает принцип экономии, позволяющий ему сохранить свое завтра и отказаться от сиюминутных искушений ради долгосрочных задач. Его жизнь будет разлаженной и неустойчивой.

Для внутренней сдержанности и альтруистической эмпатии необходим сложившийся характер. Поэтому я уверен, что родители и учителя должны сделать все, что в их силах для формирования у детей хороших привычек и развития добродетельного характера. Огромный вопрос, как этого добиться. В «Никомаховой этике» Аристотель высказал глубокую мысль: те, кто хотят обучать этике, сами должны обладать добродетельным характером и выверенным чувством правильного и ложного. Я полагаю, что наши привычки и черты сформированы обучением и воспитанием, даже если их возможность заложена в генетических предрасположенностях и склонностях человека как вида живых и разумных существ. Если это так, то мы должны начать воспитывать ребенка с самого раннего возраста. Родители и учителя должны нести ответственность за развитие ребенка. Еще раз подчеркну, общепринятость обучения детей с помощью требований: делай так или не делай так, основана на том, что мы сами обучены, и мы должны наказывать за недопустимое поведение и поощрять за надлежащие поступки. Но нам нужно идти дальше и воспитывать в ребенке самостоятельность восприятия и оценки моральной реальности. Его моральные чувства должны быть не просто адекватны требованиям социального порядка, но поистине становиться внутренней чертой его характера.

Я могу поощрять и помогать ребенку встать на ноги и сделать первые шаги, но он должен сам овладеть умением ходить, бегать, лазить и т.д. Точно так же я могу обучать его правилам грамматики, но у него есть собственные познавательные способности для того, чтобы усвоить значения слов и увидеть связи между ними. Мы можем предоставить только материал и определить общее направление морального роста. Ребенок должен взаимодействовать со своими родителями и сверстниками в процессе обучения и приспособления к окружающему. Он должен повышать свой собственный коэффициент моральности (М.Q.) в обучении и общении с другими.

Важными моральными составляющими характера являются любовь и чувство причастности различным человеческим общностям. Ребенок должен почувствовать, что окружающие не являются его врагами, но, напротив, любят его, заботятся о его благополучии и думают о его интересах.

Он не научится испытывать эмпатию к другим, если не испытает сочувствия к себе. Ребенку, который переживает чувство одиночества и ненужности, которого оскорбляют, намного труднее любить и стать способным к эмпатии. Но если о нем должным образом заботятся, то его поведение имеет хорошие стартовые возможности, поскольку извне опирается на высокие моральные качества. Я должен подчеркнуть преимущества позитивного подкрепления стимулирования достойного поведения по сравнению с придирчивой критикой недостатков ребенка. Наилучшим образом врожденные способности развиваются и совершенствуются, когда имеет место конструктивное, самоутверждающее отношение к жизни.

Какие принципы и ценности мы должны стремиться совершенствовать? Здесь хорошо бы вспомнить, прежде всего, о первичных моральных нормах: честности, надежности, благожелательности и справедливости. Мы также должны обратиться к стандартам совершенства в личной жизни. Мы должны культивировать автономию, самодисциплину, самоуважение, способность к творчеству, мотивированность, утверждающий взгляд на мир и т.д.

Если мой тезис правилен, то только в плодотворной моральной среде ребенок, а затем и юноша могут стать лучше, расти и процветать этически. В той степени, в какой необходимо минимальное подчинение правилам, первый уровень, вероятно, является отправной точкой морального воспитания, но он никогда не бывает достаточным, поскольку нужно перейти на второй уровень внутренней эмпатии и сдержанности. Нужно поддерживать и культивировать саморазвитие, воздерживаться от постоянных советов и, несомненно, от подавления здоровой индивидуальности. Очевидно, я расхожусь с некоторыми гуманистами прошлого, которые верили, что единственным способом развития человеческих возможностей является помещение ребенка в совершенно бесструктурную (unstructured) среду, дающую ему неограниченную свободу в принятии любого из своих решений. Я думаю, что этот подход глубоко ошибочен. С другой стороны, если взрослые научились справляться со свободой и преуспевают в ней, то они должны были иметь с ней дело еще тогда, когда были детьми. Поэтому мы не должны чрезмерно опасаться за наших детей и запрещать им совершать свой собственный выбор. Тем не менее, полностью бесструктурная моральная среда — это трудно представляемая утопия, поскольку ребенок обычно смущается или приходит в замешательство, когда ему приходится выбирать из слишком многих альтернатив, последствия которых он затрудняется представить. Отсюда следует необходимость обучения определенным общим правилам воспитания моральных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: