Уровень 3: Этическое познание

Важным для морального воспитания является развитие способности этического познания. Этическое понимание не должно быть привилегией мира взрослых. Эта способность, подобная другим интеллектуальным способностям, таким как, скажем, умение читать или склонность к математике, необходимо должна развиваться в детях и подростках. Ребенок не в состоянии самостоятельно овладеть способностью зрелого суждения и автономией в этической сфере. Важно, чтобы семена этического поведения были глубоко укоренены взрослыми в изначальных добродетельных качествах ребенка. Без этого процедурам этического исследования будет недоставать постоянства и управляемости. Упорядоченное этическое познание может начинаться только тогда, когда образуются более или менее стабильные внутренние структуры нравственного сознания. При этом само познание способно в свою очередь структурировать характер развивающихся детей, подростков и юношей. Те, кто настаивают на авторитарной модели воспитания, к сожалению, не способны оценить функцию рациональности в развитии морального восприятия. Я полагаю, что процессы обучения необходимо должны включать рациональность.

Например, если родители говорят: «Ты должен сделать это сейчас», и если ребенок спрашивает почему, то правильным ли является ответ: «Потому что я сказал»? Я не настаиваю на необходимости для родителей всякий раз объяснять ребенку (особенно малолетнему) мотивы наших просьб и приказов, но по мере того, как ребенок растет, родители должны тогда и там, где это возможно, давать рациональные объяснения: «Ты должен лечь пораньше, потому что рано утром тебе идти в школу. Если ты не выспишься, ты быстро утомишься и у тебя будет плохое настроение». «Ешь фрукты, в них много витаминов, которые сделают тебя сильным». «Не кради. Тебе ведь не понравится, если кто-то возьмет у тебя твои игрушки». «Не бей своего брата. Тебе же не понравится, если он ударит тебя?» «Поделись конфетами со своей сестрой. Когда у нее будут конфеты, она поделится ими с тобой».

Здесь родитель (1) объясняет причины надлежащего поведения, (2) разбирает основания такого поведения, (3) говорит о его последствиях (пагубных последствий нужно избегать, хороших последствий — добиваться) и (4) обращает внимание на регулярность или постоянство таких действий (не делай исключений из правил, которых ты хочешь придерживаться).

Эти практические повседневные ситуации родители могут использовать для пробуждения в ребенке критического этического разума. Практический здравый смысл столь эффективен, а моральные правила настолько глубоко укоренены в сознании и являются такой существенной частью человеческого опыта, что для родителей имеются прекрасные предпосылки вступить в этический диалог со своими детьми. Не нужно заканчивать колледж или другое учебное заведение для того, чтобы осознать фундаментальность этических принципов: не лги, не воруй, не обманывай, не нарушай обещаний и т.д.

Возможно, высшим проявлением морального сознания является беспристрастность поведения, понимание личностью «этической точки зрения» и надлежащего этического поведения по отношению к окружающим. В разумное поведение глубоко проникает золотое правило морали: должно делать другим то, чего бы мы сами желали получить от других. Мы не должны сознательно причинять вред другому человеку из ненависти, злобы, зависти или мести. Мы должны стремиться протянуть руку помощи другому человеку.

Процесс морального обучения не является просто абстрактным или интеллектуальным. В нем воспитываются чувства. В детях должно взращиваться чувство вины, стыда или смущения за недопустимое, неприличное или аморальное поведение, а также деятельное чувство заботы о других. Лучшим результатом является здесь гармонический сплав убеждений, мыслей и эмоций, познания и эмпатии.

Зрелое этическое сознание невозможно без рационального объяснения и оценки. Хотя родители и общество следуют определенным моральным ценностям и принципам, последние будут чуждыми и бессмысленными для ребенка, пока не станут частью его внутреннего мира. Даже авторитарный человек время от времени вынужден вступать в сферу рациональности. Некоторые люди принимают определенный кодекс поведения под влиянием религиозного учения. Но до тех пор, пока моральное отношение к себе и окружающим не прочувствовано и не стало основываться на самом себе, пока личность не начнет действовать не просто из-за страха или любви перед Богом, но по искреннему чувству правильного или ложного, она не является этической. Трудно считать нравственным поведение человека, который как бессознательный автомат подчиняется моральному кодексу без какой-либо попытки дать рациональное объяснение своим поступкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: