Чему нужно обучать?

Часто возникают вопросы: Чему должны обучать родители и учителя? Существует ли какое-то общее основание воспитания? Можем ли мы достигнуть согласия в том, что считать основными ценностями и центральными принципами? Конечно, в обществе имеются значительные расхождения по вопросам моральных убеждений и ценностей. Люди спорят о сексуальной свободе, абортах, эвтаназии, смертной казни, войне и мире, но обучать нужно, прежде всего, основным нравственным принципам.

Мы хотим, чтобы наши дети в своих поступках и действиях воплощали высшие моральные принципы. Мы хотим, чтобы они были правдивыми, держали слово, были честными и искренними, преданными и надежными, не причиняли вред другим, были благодетельными, благодарными и справедливыми. Эти принципы одинаково высоко ценятся во всех национальных культурах и составляют часть общего этического наследия человечества. Правда, возможны серьезные споры о реализации этих принципов в конкретных ситуациях. Люди могут по-разному решать аналогичные моральные дилеммы, особенно в случаях столкновений и конфликтов различных этических принципов, поэтому столь важен принцип терпимости, умение жить вместе, сотрудничать и устранять разногласия мирным путем. Мир плюралистичен, он полон различными религиозными, культурными, социальными, политическими институтами и ценностями. Мы должны уметь жить, не стесняя и не ущемляя жизнь других. Человеческие ценности и нормы не свободны от критики, и мы должны быть готовы вести ее честно и открыто. Мы должны пытаться убеждать других и убеждаться сами в истинности этического требования. Но мы также должны пытаться улаживать все вопросы мирным путем без применения силы. Мы должны стремиться находить общую основу сосуществования, и мы должны быть готовы при необходимости изменить наши ценности и принципы.

Как гуманист, я хотел бы добавить сюда — по крайней мере для тех, кто разделяет мои ценности, — желание развивать в детях стремление к моральному совершенству. Я хочу, чтобы мои дети и внуки вели самостоятельную жизнь, вырабатывая в себе независимость суждений. Я хочу, чтобы они проявляли свою собственную уникальную индивидуальность и не обязательно соглашались со мной. Я могу помочь им начать плавание в море жизни, но они сами в соответствии со своими убеждениями и планами должны следовать собственным курсом. Я понимаю, что это может вызвать раздражение у многих родителей. И все же каждый человек должен жить своей собственной жизнью — другие не могут прожить ее за него. Хотим ли мы, чтобы наши дети были простыми исполнителями наших приказов или творческими личностями, свободно раскрывающими свои таланты и возможности? Разве для того, чтобы добиваться поставленных целей, они не должны развивать самодисциплину? Если человек не может распоряжаться своей жизнью с некоторой мерой гармонии, то она будет растрачена впустую.

Разве не должны мы желать, чтобы дети научились обращаться к разуму для управления своими решениями? Разве практическая мудрость не важна в жизни? Разве не должны дети проявлять уважение к своим собственным талантам и способностям и избегать мук ненависти к себе? Они должны, если для этого имеется хотя бы малейшая возможность, вести совершенную жизнь, достойную всяческих похвал. Любовь к самому себе, вместо унижающего чувства вины, может развить здоровое отношение к жизни. Кажется, все хотят, чтобы молодежь была творческой и находчивой, способной на открытия и нововведения. Если это так, то ей нужно совершенствовать свою деятельность и содействовать общественному благу и своему собственному росту. Мы надеемся, что новые поколения людей будут высоко мотивированными, доброжелательными, жизнеутверждающими и жизнестойкими. Для этого необходимо надлежащее воспитание и хорошее здоровье. Они должны уметь наслаждаться всеми богатствами жизни, от эротического опыта до эстетического восприятия. В общем, разве мы не хотим, чтобы они были счастливыми, творческими, самореализованными личностями, убежденными в том, что жизнь щедра и полна радости?

Если мы действительно желаем этого, то должны избегать тактики вну-шения или попыток сделать из них точное подобие нас самих. Родитель, любящий своего ребенка, может понять, что его сын или дочь уникальны и свободны, и потому имеют право сами определять свою жизнь и судьбу. Мы можем с любовью помогать им так, как только можем, но лучше всего, если мы поможем ребенку найти свой собственный путь в поисках достойной жизни. Мы надеемся, что в то же время он будет морально восприимчив к нуждам родителей, помогать нам, когда мы нуждаемся в этом, и считаться с нашими интересами и желаниями. Уважение должно быть взаимным и общим. Стандарты этического совершенства являются неотчуждаемыми моральными качествами.

Я убежден в том, что родители совершают ошибку, внушая ребенку строго определенные религиозные идеи и препятствуя ему в знакомстве со взглядами других людей. Это ошибка — крестить или обращать ребенка в веру без его собственного на то добровольного и сознательного согласия. Я не отрицаю, что родители имеют на это право — таково традиционное право, бытующее в цивилизованных обществах. Все же мы можем спросить: почему бы не позволить ребенку самому решать, кем он хочет стать, когда вырастет, чем он хочет заниматься, на ком он хочет жениться и какую религию он примет? Я понимаю, что это трудно понять тем, кто горячо верит, что они обладают абсолютной истиной и что ребенок совершит грех и нанесет вред самому себе, если как беспомощная овца отобьется от стада.

По моему мнению, образование должно быть открытым: ребенку нужно обозреть все лучшие достижения культуры; он должен познакомиться с обширным миром идей и альтернативных этических систем. Я могу огорчаться, если мои дети отвергают мои убеждения, но это их свободный выбор. Жизнь моих сыновей и дочерей важна для меня, как и моя собственная. Они не созданы буквально по моему образу. Каждый из них сам открывает себя и свой собственный образ. В этом заключается смысл жизни — каждый человек имеет возможности для созидания своего собственного жизненного мира. Лучшее, на что я могу надеяться, заключается в том, что мои дети, как и я, увидят, что жизнь удивительна и прекрасна, полна смысла и вдохновений. Если мы обладаем собственной жизнью, то мы должны прожить ее полнокровно, в надежде на то, что наши дети будут учиться на нашем опыте и жить так же — хотя их «полнокровность» может отличаться от полнокровной жизни их родителей. В конечном итоге, страсть к жизни сама является бытием и целью жизни которую молодые люди должны открыть для себя сами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: