Телевидение и человек — это одна из самых интимных и тесных коммуникаций в обществе. С одной стороны, телевидение разъединяет общество — забыты встречи, театры, кино, с другой стороны, объединяет его вокруг острых проблем, национальных интересов.
Телевидение создает фон нашего быта, досуга, деловой активности, всей нашей жизни. Образы, голоса, музыка, входящие в наши квартиры с экрана, не дают замкнуться, расширяют наш кругозор, формируют вкусы, меняют привычки и побуждают к оценке новейших и предлагаемых товаров и услуг.
Телевидение привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспитывает взгляды, гуманистическую позицию, экологическую этику, формирует жизненную позицию каждого члена общества и создает оперативную обратную связь с многомиллионной аудиторией. Эти контакты формируют общественное сознание, способствуют всестороннему и гармоническому развитию общества, дают чувство нравственной связи с эпохой.
Анализ становления телевидения в России позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием.
|
|
Первый этап — от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания, т. е. хронологически от начала нынешнего века до 1930-х годов.
Второй этап — от выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 1960-е годы.
Третий этап — с конца 1960-х годов, когда массовое вещание стало общесоюзным и многопрограммным, до 1990-х годов.
Четвертый этап начинается в 1990-х годах, когда вместе с распадом СССР разрушается система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникает конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием.
Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм определило начало четвертого периода в истории отечественного телевидения.
Бесспорно, что ни одно из других средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время насыщенной истории. В основе этого лежат достижения в науке, технике, технологии и развитие новых форм товарно-денежных отношений.
В современных условиях перехода к рыночным отношениям и развития демократии система телевидения в Российской Федерации основывается на взаимодействии телевизионных программ, подготовленных компаниями различных форм собственности — государственной, общественной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной. Постепенно формируется правовая база деятельности телекомпаний, определяются их права и круг обязанностей перед обществом. Все телерадиокомпании, действующие в России, можно разделить на четыре группы: государственные, межгосударственные, общественные и негосударственные.
|
|
Государственные телекомпании — организации, действующие от имени и на средства органов государства, выражающие и отражающие точку зрения тех или иных ветвей власти или одной из них.
Межгосударственные компании — те, что основаны совместным межгосударственным соглашением и действуют согласно уставу, который принимается полномочными представителями государств- учредителей.
Общественными называются телекомпании, соучредителями которых являются государственные органы власти Российской Федерации и ее субъектов, а также иные юридические лица и граждане.
Негосударственные телекомпании основываются одним или несколькими юридическими и физическими лицами, которые объединяют свои финансовые и иные ресурсы в целях организации вещания по определенным каналам. К негосударственным телекомпаниям относятся вещательные организации, именуемые коммерческим, кабельным, частным телевидением.
Все телекомпании в Российской Федерации независимо от их вида и формы собственности пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.
После распада СССР собственность Гостелерадио была поделена между бывшими республиками, в том числе в ведение России перешли 75 телецентров.
Поскольку наряду с федеральными и региональными государственными вещательными организациями в эфире появилось множество частных, коммерческих, независимых телекомпаний разного масштаба, возникла необходимость создания качественно новой системы государственного регулирования в сфере электронных средств массовой информации.
В конце 1993 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию (ФСТР). Вместе с тем в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» создана Федеральная комиссия по телевидению и радиовещанию, в обязанности которой входит выдача лицензий, контроль за соблюдением держателем лицензии своих обязательств, разбор с Судебной палатой по информационным спорам, Фондом защиты гласности и другими организациями в конфликтных ситуациях в средствах массовой информации.
Сегодня телевидение, как и некоторые другие средства массовой информации, способно стать и общественной трибуной, и местом, с которого власть—центральная и региональная, законодательная и исполнительная — может отчитаться перед народом, разъяснить свою политику, мобилизовать ряды своих сторонников. Телевидение как ни одно из средств массовой информации способствует формированию цивилизованных товарно-денежных отношений для всех участников рыночного оборота. Оно должно открыто и правдиво сообщать экономическую информацию, расширять набор коммерческих тем, имен, товаров и услуг, фирм и компаний, закрытых ранее для анализа и критики.
Это стало возможным потому, что федеральные телеканалы стали независимыми друг от друга, оценки их зачастую не совпадают, появились новые коммерческо-публицистические телепередачи. Рынок заставил телевещание большое количество времени отводить рекламе, зачастую слишком назойливой, способствующей коммерциализации всех этапов, телевидения
Однако исследования реакции зрителей показывают, что чрезмерно броская и часто повторяющаяся подача рекламных новостей не ведет к повышению уровня информированности, а порой просто отвлекает от
|
|
сути самого содержания. Более предпочтительным способом иллюстрирования рыночной информации являются компьютерная электронная графика, телетекст. Видеоманипулятор позволяет демонстрировать схему с движущимися элементами, графики со стрелками, мерцающими пунктирными линиями аналитических данных, значками доллара и т.п.
Эффективность рассмотрения экономических проблем по ТВ обусловлена прежде всего возможностью привлекать к разбору наболевших проблем представителей органов власти, ведущих экономистов, ученых, первых лиц регионов. На передачах «Герой дня»,
«Один на один», «Мы», «Подробности», «Герой дня без галстука»,
«Клуб сенаторов», «Закон и порядок» часто присутствуют не только официальные лица из парламента, Правительства, но и эксперты из научных и правительственных учреждений.
Совершенно очевидно, что экономическая информация жизненно важна для формирования общественного мнения и что на телевидении в этом смысле лежит огромная ответственность.
Решая главную задачу социальной информатизации общества, телевидение пытается реализовать направления психологических законов взаимодействия общества и информатики, основанных на использовании чувственной, логической и прагматической информации.
Сохраняя оперативность радио, телевидение добавляет эффект сиюминутности происходящего, психологическое ощущение присутствия, сопричастности зрителя к происходящим событиям и тем самым повышает результативность передач.
ТВ по сравнению с другими СМИ предлагает зрителям плюрализм мнений как непременную основу формирования информационного общества. Иными словами, необходимость обязательного наличия различных мнений обеспечивает потребителя возможностью выбора принимаемых сообщений.
Концепция социальной информации интегрирует в себе три основных направления: просветительское, познавательное и прогностическое.
Просветительское направление в информационной деятельности ТВ включает распространение сообщений, являющихся основой полезной (чувственной) информации, знания.
|
|
Познавательное направление нацелено на распространение сообщений, формирующих представление о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации.
Прогностическое направление концепции социальной информации заключено в распространении сведений, формирующих представление о будущем и его вероятную оценку.К государственному регулированию телевидения в России относятся порядок и условия комплектования, учета, хранения и использования кино-, видео-, аудио- и телематериалов, прошедших в эфир или законченных производством.
Государственный порядок, определяющий политику в области сохранения и использования аудиовизуальных произведений, созданных на территории Российской Федерации, установлен Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов», принятом Государственной Думой 23 ноября 1994 г. В этом Законе определены меры по формированию обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России.
В соответствии со статьей 12 Закона комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров аудиовизуальной продукции, ее учет, обеспечение сохранности и использование возлагаются на Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию.
Законодательно регулируются также реклама на телевидении и спонсирование ТВ передач.
Все то, о чем вы сейчас узнали, представляет собой работу по трём направлениям:
1. Работа со СМИ;
2. Публикацию нужных вам материалов в сми/передача их по радио и тв;
3. Знакомство избранной вами аудитории с необходимой для вас новостью.
Прежде чем передавать свой материал в СМИ, необходимо ответить на следующие вопросы:
1. | Своевременна ли эта информация? | |
2. | Насколько она значима? | |
3. | Является ли ваше сообщение запоминающимся? | |
4. | Каной канал для его передачи является | самым |
эффективным?
5. Понятно ли ваше сообщение вашей аудитории?
6. Правдиво ли оно?
Глава 8. Международные коммуникации
Международные коммуникации носят свой, причем весьма специфический характер. Несовпадение нравов, обычаев, культуры в целом, различия в экономике, религии, образе жизни - все это порождает свои, совершенно специфические барьеры на пути декодирования поступающей информации. Специалист-месседжер, посылающий сообщение представителям разных народов и цивилизаций, должен в каждом конкретном случае кодировать его именно под каждую из них. Одно и тоже сообщение, отправленное разным адресатам, скорее всего не будет воспринято. Кто-то его поймёт, а кто-то нет.
"Картина мира" у всех народов разная, разные даже понятия добра и зла, вот почему в сфере международных коммуникаций необходим особый профессионализм, такт и выдержка. Существует и проблема неравномерного обмена в передаче информации между разными регионами планеты в направлении с Севера на Юг.
Юг - это экзотика, туризм, террористы, голод, неграмотность, катастрофы, болезни. Север - это развитие индустрии, высокие стандарты жизни, нрава человека, его возможности, а все происшествия подаются СМИ как нечто чрезвычайное. Имеет место так называемая кризисная асимметрия, из-за чего у большинства людей формируется восприятие Юга, как места для экстремального туризма, в то время как Север - это "земля обетованная", куда надо стремиться любой ценой.
Специалист по СО должен особенно хорошо разбираться во всех тонкостях этого вида коммуникаций. Во-первых, как потенциальный сотрудник совместного предприятия, во-вторых, как и всякий современный человек, который по воле случая или по собственному желанию может оказаться в самых удивительных уголках нашей планеты.