Уровни деловой культуры: национальный, региональный, глобальный

Известно, что по критерию границ, или масштабов операций бизнес можно идентифицировать как:

• национальный (ведется в границах одной страны, например, в России),

• региональный (ведется в масштабах региона мира —

Западноевропейского, Азиатско-тихоокеанского),

• глобальный (бизнес имеет штаб-квартиры в нескольких регионах мира одновременно, — IBM, Procter&Gamble, McDonald's, Mazda).

Глобальные компании — сегодняшние лидеры мировых рынков, — можно по праву считать создателями глобальной деловой культуры и глобальной деловой этики, синтезирующей наиболее конкурентоспособные черты региональных и национальных деловых культур.

В условиях глобализации деловой среды национальные и региональные деловые культуры развиваются в направлении глобальной деловой культуры. Аудитории деловых кругов, занятых, потребителей, широкой общественности многих стран постепенно обретают все больше сходства. Поэтому деятельность по СО имеет тенденцию к унификации в условиях глобализации рынков товаров, труда и капитала.

Культурные различия: критерии, содержание и их значение в


СО.


Описание и оценка культурных различий можно проводить с


использованием структурных моделей. Так, модель деловой культуры можно представить в матричной форме, соединяющей два направления: культурно-психологическое, или психографическое (ценности, суждения, поведенческие нормы) и средо-объектные (элементы различных уровней среды - микро-, мезо- и макросред). В клетках матрицы размещаются оценки значений (коды значений) конкретных объектов среды на ценностном, сужденческом и поведенческом уровне. Оценки определяют приоритеты и содержание утверждений, характерных для конкретной деловой культуры.

Ценности — это объекты, сущности, рассматриваемые как ценные и значимые. Социальный статус, деньги, семья, образование, религия, здоровье, свобода могут рассматриваться как персональные, жизненно- значимые ценности и носить конкурентный характер. Конкурентность ценностей означает их ранжированность по значимости, или различный


уровень приоритетности для индивидуума или группы. Так, например, здоровье и свобода имеют не одинаковые приоритеты в различных национальных деловых культурах. Ценности — это фундаментальная и самая стабильная, глубокая и устойчивая компонента, обусловливающая поведение человека, поскольку она — результат длительной его персональной социализации. На ценностном уровне формируются наиболее устойчивые детерминанты поведения, и именно ценности труднее всего изменяемы. В эпоху глобальной взаимозависимости в отсутствии консенсуса существует настойчивая необходимость разделяемых ценностей в глобальном масштабе. Формирование разделяемых ценностей — наиболее сложная и квалифицированная составляющая деятельности по СО в мультикультурной среде.

Суждения, или верования раскрывают отношения людей к различным объектам среды и также предопределяют специфическое поведение. Суждения по одному и тому же объекту представителей различных культур могут существенно различаться.

Поведенческие нормы — это модели действий или поступков, типичных в конкретной ситуации. Так, например, в одной и той же ситуации (подготовка заключения соглашения, конфликт или торжественное мероприятие), американские и японские бизнесмены часто ведут себя по-разному. Важно, что тактическое деловое соглашение о конкретных действиях может быть достигнуто на базе общих интересов, согласующих поведение сторон, и без разделения ценностей. Однако, стратегически ориентированное сотрудничество имеет больше шансов на успех в случае разделения партнерами не только поведенческих норм, но также суждений ценностей.

Так, например, индивидуализм на Востоке нередко
рассматривается как угроза обществу. В результате Япония

представляется нацией, где личность — не самостоятельная единица, а

функция группы и корпоративной принадлежности.

Коллективизм и групповая ориентация — как в бытовой, так и в деловой сфере — изначально присущи культуре. Человек прежде всего здесь идентифицирует себя с группой, и меньше всего как индивидуум, личность. Выдвижение индивидуальных интересов в японской деловой среде невежливо и граничит с неприличием. Так, высокое качество японской видеотехники известно во всем мире, при этом имена японцев (ученых, изобретателей, лидеров бизнеса), обеспечивших Японии технологическое лидерство, практически не известны мировой общественности. Коллективизм в восточной культуре возведен в абсолют — до открытого родственного протекционизма, клановости и кумовства.


Занятый в японской компании — своего рода клане — обязан хранить верность ценностям и вертикальной системе отношений в клане. Эта система выражается в подчиненности нижестоящих и благожелательности вышестоящих. Власть в клане держится не на распоряжении ресурсами, не на обаянии и харизме, а на природе японского порядка вещей. Американцев буквально шокирует брань и грубость, которую японские менеджеры позволяют себе в отношении подчиненных. Для японцев это непреложный порядок вещей, проявление власти вышестоящего над подчиненным.

Американцы привыкли называть друг друга по именам. Считается, что это упрощает коммуникацию. При этом разница в возрасте и статусе может быть значительной. Да и в английском языке нет двух местоимений — "ты" и "вы", а есть только одно. В восточной деловой культуре нередко при обращении к другому надо перечислить все имена и титулы собеседника. По сути, это закрепляет иерархичность отношений, подчеркивает отношения подчиненности. Аналогичную роль — подчеркивания иерархии, — с точки зрения американских исследователей, играют правила поведения занятых в ряде японских компаний. Среди них — запрет жевать резинку; женщинам — носить челку до глаз, а мужчинам — двубортные пиджаки. Вообще японское общество с его тысячелетней имперской историей организовано строго по вертикали. Возраст и стаж работы традиционно вознаграждался здесь чаще, чем квалификация. Молодого сотрудника не принято было продвигать по служебной лестнице прежде, чем старшего, пусть и менее квалифицированного. Сегодня система пожизненной занятости в Японии уходит в прошлое. Еще в начале 90-х годов А. Морито, президент «Сони», отмечал, что корпоративная Япония должна отойти от прошлого лозунга "упорный труд и высокое качество для процветания Японии на мировом рынке" и выдвинуть в качестве лозунга "индивидуальное обогащение как стимул высоких результатов". Он отмечал, что корпоративная Япония может остаться в изоляции в мировой деловой среде, если не изменит своей корпоративной культуры в направлении западных ориентиров. Молодые японские бизнесмены в большей степени, чем старшее поколение привержены международным стандартам деловой культуры. Всё это следует учитывать в деятельности по СО, затрагивающей японских партнеров.

Решительность американца проявляется в готовности принимать решения на переговорах (а не до или после, как у японцев). Японцы же на переговоры приходят группой с уже готовым решением. Члены японской группы согласовывают свою позицию между собой до начала переговоров и не меняют её в течение самого процесса переговоров. Решение не может быть ими изменено, потому что они уже приняли его. Для изменения позиции японцам надо вновь собраться в собственном кругу и согласовать друг с другом новый вариант, который только после


этого вновь выносится на переговоры с противоположной стороной. Продолжительное рукопожатие считается нормой.

Решительность в западной культуре проявляется также в готовности идти на компромисс в интересах дела. Компромисс в западной культуре — свидетельство доброй воли, желания и действенного стремления решить проблему. В восточной культуре компромисс носит скорее негативный оттенок. Пойти на компромисс здесь — значит проявить слабость характера, неспособность удерживать рубежи своей позиции. Идя на компромисс, представитель восточной культуры «теряет лицо». Самоуверенность также относится к характерным чертам американской культуры. Можно сказать, что США

— страна самоуверенных людей, у которых самонадеянность в крови и воспитывается с пеленок. Мировое лидерство США в экономике,

политике, культуре держится на самоуверенных людях, мотивированных на индивидуальные достижения. Однако самоуверенность здесь — это не превосходство над другими, а

превосходство над обстоятельствами, трудностями, над собственными слабостями. "No problem!" — нет проблемы! — распространенная американская фраза. Рукопожатие короткое, энергичное.

Поведение американцев нередко выглядит бесцеремонным, это люди без комплексов. Американец не смущается тем, что он не такой как другие. Право человека быть другим признано американской культурой. Здесь считается, что в разнообразии и оригинальности — источник новых идей, инноваций, а потому прогресса и процветания общества.

Прямолинейность в западной и, особенно, в американской культуре, кажется японцам вызывающе невежливой, почти наглостью. Если американцы, не смущаясь, отказываются от неинтересного предложения, то в Японии нет слова "нет". Японцы считают его невежливым и всячески уклоняются от прямого отказа, хотя именно он и подразумевается на деле, по мнению партнеров. Даже россиянам кажется такое поведение неискренним. А для японцев искренность человека — это стремление человека сохранить "гармонию" отношений, т.е. не нарушать согласие, комфорт, благосклонность и спокойствие окружающих. Вообще речь представителей восточной культуры следует понимать не столько буквально, сколько иносказательно.

Еще одной точкой различий японской и американской культур является трактование слова "компания". Для американских менеджеров это удобный инструмент служения интересам собственников. Поэтому американские управляющие нередко стремятся увеличить выплаты по дивидендам, соответственно увеличивая персональный доход как можно быстрее. Для японцев компания — сообщество людей с общей судьбой,


в котором они проводят 20 - 30 лет и где связи между ними создают взаимные обязательства. В лучших японских компаниях рабочие в обмен на лояльность получают высокую оценку в форме выплат, признания и развития карьеры.

Японцы рассматривают экономическую жизнь скорее как процесс, а не как достигнутый результат. Более конкретно, японская компания производит продукты, тогда как американская фирма производит прибыли. Японцы иногда сильнее в производстве, чем в маркетинге, и причина в том, что продолжающаяся организационная жизнь фабрики часто более необходимая цель, чем продажа продуктов. Менеджмент для японской компании — это благожелательное использование власти для обеспечения порядка и гармонии. Японские управляющие могут иногда злоупотреблять властью, но её основная функция — создание общественно-санкционированного контроля и общественного благосостояния.

Американская управленческая элита рассматривает работу как некоторое неудобство, компанию — как машину, генерирующую благосостояние для владельцев, управление — как процесс "стимул- реакция", а рабочего — как целенаправленный придаток, провал — как стимул для конкурентоспособности, а группу — как барьер для функционального экономического обмена на рынке труда. Если занятый фанатично верен группе вопреки собственным индивидуальным интересам, эффективность рыночного механизма, предполагается, разрушается.

Японская групповая идентичность основана на разделяемом поведении и задачах, но не на разделяемых культурных ценностях или верности группе. Когда японский рабочий находится вне поля зрения своей группы, его верность группе уменьшается, также как и группы к нему. Поэтому японские менеджеры не любят получать назначения в зарубежные и совместные предприятия и даже во временные внутрикорпоративные проекты. Они не беспокоятся о необходимости лояльности одновременно двум группам. Скорее их беспокоит то, что они не будут благосклонно приняты обратно в свои старые группы, если отсутствуют в них продолжительное время.

Знание основных культурных различий партнеров, причин и факторов их поведения, смягчает культурный шок, предотвращает конфликты и способствует успеху деловых коммуникаций в мультикультурной среде. Методы СО в мультикультурной среде должны учитывать специфику ценностей, отношений и норм поведения аудитории. Успешные связи с инокультурной общественностью требуют учета мотивации аудитории, использования национальных консультантов и претестирования сообщений в контрольных группах.


«Основы теории коммуникации»

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

1. Дайте определение коммуникационного процесса:

А: коммуникация – это информационная связь;

Б: коммуникация – это процесс передачи и получения информации;

В: коммуникация – это СМК и СМИ;

Г: коммуникация – это взаимодействие различных приемных и передающих устройств;

Д: коммуникация – это общение.

2. Восполните пропущенные места в линейной схеме по К. Шеннону и У. Иверу:


Источник

информации?1?2


Сигналы, несущие информацию


Получатель

?3 информации


1: канал распространения информации (А), барьер на пути коммуникации (Б), усилитель сигнала (В), передатчик информации (Г).

2: барьер на пути коммуникации (А), передатчик информации (Б), кодировщик информации (В), канал распространения информации (Г).

3: барьер на пути коммуникации (А), декодер информации (Б),

источник шумов (В), приемник информации (Г).

3. Назовите барьеры, мешающие 100% приему и передачи информации:

А – географические, связанные с ослаблением сигнала, проходящего над поверхностью Земли;

Б – исторические - чем дальше от нас событие, тем труднее его понять;

В – экономические – нет денег, чтобы купить информацию; Г – конструкционные – особенности различных материалов;


Д – социо-культурные – нет потребности получать информацию.

4. Кодирование – это… (продолжить, выбрав правильный ответ):

…перевод на язык коммуникации идей и замыслов отправителя (А);

…написание речей, текстов или сообщений рекламного, информационного или иного характера (Б);

…шифровка сообщения, не предназначенного для широкого оглашения (В);

…выбор шрифта при написании текста (Г);

…выбор характеристики теле- или радиосигнала для максимального достижения его четкости (Д).

5. Главная характеристика сообщения это его…(продолжить, выбрав правильный ответ):

…объем (А);

…доступность (Б);

…общественная значимость (В);

…новизна (Г);

…избыточность (Д).

6. Факторы эффективности декорирования сообщения зависят от… (продолжить, выбрав правильный ответ):

…понимания смысла сообщения (А);

…стереотипов мышления (Б);

…финансового положения получателя сообщения (В);

…барьеров коммуникации (Г);

…его семантических характеристик (Д).

7. Презентационные средства коммуникации это… (назовите правильно):

Книги (1), лицо (2), голос (3), шрифт (4), плакаты (5), тело (6), обувь

(7), галстук (8), автомобиль (9), волосы (10)

8. Репрезентационные средства коммуникации – это (назовите правильно):


Книги (1), телефон (2), руки (3), лицо (4), галстук (5), картина (6),

фотография (7), статуя (8), телевизор (9), радио (10)

9. В чем суть «спирали умолчания»? Продолжите, выбирая варианты ответы:

1. У индивидов…

- есть свое мнение (1);

- нет своего мнения (2);

- когда есть, а когда и нет (3).

2. Они не будут его выражать, если…

- на них громко кричать (1);

- угрожать наказанием (2);

- у большинства другое мнение (3).

3. Общество подвергается манипулированию, а существующая в нем оппозиция…

- арестована (1);

- отказывается от борьбы (2);

- уехала из страны (3).

10. Укажите, сколько процентов получаемой о человеке информации приходится на невербальные коммуникации:

1. 20 %

2. 35%

3. 40%

4. 65%

5. 75%

11. По силе воздействия на язык приходится…

1. 50 %

2. 35%

3. 17%

4. 7%


5. 2%

12. По силе влияния на голос приходится…

1. 68%

2. 48%

3. 38%

4. 18%

5. 8%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: