Роль Пушкина в ИРЛЯ

Гл. заслуга Пушкина - завершил закрепление русск. народно-разг. языка в лит-ре.В языке его произ-ий-традиционные эл-ты РЛЯ,полученные им наследие от прошлых периодов развития: церковнославянизмы, мифологизмы,риторические приемы высокого слога.Позднее традиционные речевые эл-ты продолжают сохраняться в языке пр-ий, однако их употр-ие строго стилистически обосновано. Исп-ие церковнославнизмов и архаизмов м.б. определено след.стил.задачами:придание пр-ию торж-сти;создание ист.колорита эпохи;выражение сатиры и иронии. Также употр.лексику и фразеологию,заимств.из языков народов Европы. Отказывается от метода прямого копирования Европ.фразеологии(в отлич.от Карамзина),в сфере отвлеченных понятий образцом для русск.признавал франц.С 1стороны-против загромождения русск.яз.иностранн.словами,с др.стороны-в его пр-иях немало отд.слов или целых выражений и фраз без перевода и изображенных иностр шрифтом на франц, англ, нем, ит и лат.Но у всех этих слов и выражений-незаменимая смысловая и стилистическая ф-ция. Стремился к сближению РЛЯ с западноевроп главным образом в общем строе выражения мыслей, в характере связи между понятиямиС сер.20х гг.,со времени прибывания в Михайловском,в его пр-иях расширяется сфера народного просторечия.С этой поры-часто призывы к сближению язык лит.пр-ий с разг-ным рус. простого народа. Делает РР основой нац.РЛЯ.В его пр-иях преобладает глагольная стихия. Пушкин отвергает внешнее, поверхностное понимание народности. Для него народность языка — это образ мыслей и чувствований, традиций и обычаев, которые образуют смысловую структуру языка. Пушкин выдвигает идею национального смыслового контекста. Народность у П. — это категория историческая. Всякое явление должно изображаться в своем историческом контексте. Виноградов отмечает сходство языка Пушкина с языком «Слова о полку Игореве».Пушкин негативно оценивает формы франц. влияния на РЯ. Однообразность и окаменелость франц. яз. он противопоставляет живому, простому и искреннему русскому языку. Пушкиным отвергалась национальная узость языка, однообразность стиля. Концепция народности у Пушкина — широкая. В пушкинский язык были включены и славянизмы, и европеизмы — всё это было соподчинено принципу соразмерности.

И в прозе,и в стихах.Стер различия м/у 3 стилями,установил многообразие стилей в пределах нац.ЛЯ->каждый пишущий на РЛЯ смог развивать инд-творч.стиль в пределах единой лит.нормы.

М. Горький: Пушкина считает основоположником СРЛЯ.

Пушкин занимался не кодификацией системы СРЛЯ, а разработкой норм стилей художественной литературы.

П. освободил стиль от зависимости от жанра. Худ. Текст независимо от жанра имеет языковые особенности. П. разрабатывает проблемы нейтрального стиля(разговорный стиль\проречие\простонародность). П. обращался и к проблемам истории рус.яз., в любой письменной речи предшествует устная. Говорит, что не следует писать так же, как и в разговорной речи.

В концу 19 века устная и письменная речи начинают сближаться.

Пушкин создает средний стиль. Для него базой является разговорная речь. Если разговорный язык является базой(носители московского говора)это основа любого художественного текста.

Простонародный язык= нелитературные средства выражения. Простонародное связано для Пушкина с диалектной лексикой (1827 г. капитанская дочка, изображение реалистической действительности). Грубые просторечные слова. До 27 года Пушкин пользовался некой похабностью и грубостью, используя простонародный слог.

Пушкин первым меняет речь 1го персонажа в зависимости смены темы.

Пушкин использует освоенные славянизмы. Книжные слова, попадая в худ.текст становятся нейтральными.

В первый период творчества П. тяготел к концепции языка Карамзина, что СЯ потребен для выражения исторических событий.

Как и предшественники, Пушкин считал, что речь должна быть архаизована.

Прием развертывания- связано с тем, что развёртывается действие или состояние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: