Показатели и интерпретации

Расположение самого листа
Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Размер
Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер — больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Положение рисунка на листе
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Ось «Верх-Низ»
Расположение рисунка относительно оси «верх-низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:
Счастье — вверх; грусть — низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)
Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.
Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз).
Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).
Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Ось «Лево-право»
При интерпретации расположения рисунка относительно оси «Лево-право» необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:
Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди.
Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.
На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо — устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево — тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Цвет
Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека (Gudin L. 1992). В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. «Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость — белым, спокойствие голубым, восстание — красным». (Л.С.Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Форма рисунка
Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым — женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.
Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подвергаться тестированию.
Подчеркнутая человекообразность или фигуры «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.
Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Симметричность-ассиметричность
Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичесностью, инертностью.

Сложность конструкции
Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Способы конструирования
Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче.
Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче.
Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче.
В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности... Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее.
Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала — к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Центральная часть фигуры (голова, или замещающая ее деталь)
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Необычно большое количество глаз, ушей — разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы — сигнализируют об остром чувстве тревоги.
Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.
Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры
Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент.
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразив в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, непостоянство, небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей.
Перья — их наличие выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности
цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.).
Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты
Выражают отношение к собственным Действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.
Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.
Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры (рисунка)
Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми.
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.
Направленность такой защиты — соответствует пространственному расположению:
— верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;
— нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;
— боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.
Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение — нарушение сенсорной координации. Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.

Общая энергия
Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.):с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии
Обращают внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.
Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.
Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оторванность рисунка.

Тематически
Животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.

Внешний вид животного
Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим». Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в «сложение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Агрессивность
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название
Название животного используется для определения типа мышления.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе — мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру—тру», «лю—лю», «кус—кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).
Название, не имеющее никакой связи с рисунком — несерьезность, поверхностность.

ВСЕ ОПИСАННЫЕ ПРИЗНАКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОГУТ БЫТЬ СВЕДЕНЫ В ЕДИНУЮ СХЕМУ.
Размер рисунка
Энергия, возбудимость, уверенность
Расположение рисунка (верх-низ)
Рациональность, власть, уверенность, здоровье
Расположение рисунка (правое-левое)
Будущее — настоящее
Способы конструирования
Решение творческой задачи
Сложность конструкции
Общая энергия
Форма рисунка
Мужское — женское, агрессивность
Цвет
Эмоциональная потребность
Характер линий и графических движений
Уверенность, тревожность
Контур рисунка
Отношения с миром
Симметричность-ассиметричность
Зкстравертированность-интровертированность
Содержание рисунка
Отношение к своему «Я»
Внешний вид животного
Прямая и защитная агрессия
Голова
Рациональное начало
Глаза
Страх
Ресницы
Женственные черты, истероидность
Рот
Речевая активность
Уши
Заинтересованность в информации
Опорная часть фигуры
Основательность в принятии решений, контроль
Части над фигурой
Энергичность, стремление доминировать
Рога
Защита, агрессия
Перья
Стремление к самоукрашению
Грива, шерсть, подобие прически
Чувственность
Хвосты
Отношение к своим действиям
Расположение самого листа
Ригидность, приспосабливаемость
Название
Тип мышления, выбор представления

Уровни интерпретации
В зависимости от глубины поставленной задачи, опыта и квалификации специалиста можно выделить несколько уровней интерпретации одного и того же проективного рисунка. На самом поверхностном уровне в соответствии с таблицей интерпретатора выделяется список особенностей личности. При этом специалист не заботится о составлении целостного портрета. Более глубокий уровень предполагает установление связей между определенными чертами рисунка, первичную иерархизацию выделенных черт. При таком подходе значимыми признаками рассматриваются только симптомокомплексы — свойства, подтверждаемые разными элементами рисунка. Таким образом, незначимые элементы впрямую не интерпретируются. Например, наличие глаза средней величины при отсутствии каких-либо признаков агрессии или защиты, демонстративности и т.п. может не интерпретироваться как страх). Этот уровень позволяет дать характеристику отличительных особенностей личности. Следующий уровень анализа рисунка позволяет нарисовать динамическую картину личности с точки зрения ее основной проблематики. На этом уровне специалист способен выделить основные проблемы, которые формируют характер личности, стиль поведения и проявления в различных ситуациях.
Заключение
Проективные методы дают человеку возможность самому спроецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому, естественно, что полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения. Чем больше практики у специалиста, тем квалифицированнее диагностика. Поэтому используйте все случайные возможности для интерпретации рисунков. Использование проективного рисунка в качестве салонного развлечения ничуть не умаляет его возможностей как тонкого профессионального инструмента. Как правило, в диагностике проективный рисунок используется в контексте более широкого взаимодействия с клиентом. Не стоит пугаться ситуации, когда рисующий животное знаком с правилами интерпретации графических символов и сознательно стремится ввести вас в заблуждение. Основные графемы не корректируются сознательно, так что в целом рисунок при всем желании автора сохранит свою проблематику.
Попробуйте после прочтения данного руководства нарисовать картинку на тему «Испугай своего домашнего психоаналитика» и Вы поймете, как это на самом деле непросто.
Если испытуемый будет стремиться создать социально одобряемый образ — не стоит ему мешать. Желание нарисовать «улучшенное животное» может нести психотерапевтический эффект. Известны техники коррекции детского поведения, когда аутичных детей просят нарисовать картину без использования черного цвета.
Этот же подход используется в семейной терапии, когда автора рисунка семьи после обсуждения отраженных на рисунке проблем, просят изобразить семью так, как автор хотел бы ее видеть. В приведенных случаях рисунок не только отражает динамику психики, но и побуждает ее к конструктивным изменениям. Так что с точки зрения психокоррекции ситуация «введения консультанта в приятное заблуждение» полезна прежде всего автору рисунка.
Анализ проективного рисунка «Несуществующего животного» используется чаще всего как диагностический инструмент в работе специалистов в области клинической психологии и психокоррекции. Мы предполагаем, что этот метод может быть эффективно использован в работе педагогов-психологов для более глубокого знакомства с особенностями личности ученика, и как элемент развивающей или корректирующей программы. Надеемся, что данное руководство послужит для школьных преподавателей биологии и психологии в качестве основы для совместных образовательных проектов.

Тест
незаконченных предложений
Сакса-Леви


Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно.
Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, "работающих" на одну шкалу.

Ключ

N п/п Группы предложений NN заданий
  Отношение к отцу        
  Отношение к себе        
  Нереализованные возможности        
  Отношение к подчиненным        
  Отношение к будущему        
  Отношение к вышестоящим лицам        
  Страхи и опасения        
  Отношение к друзьям        
  Отношение к своему прошлому        
  Отношение к лицам противоположного пола        
  Сексуальные отношение        
  Отношения к семье        
  Отношение к сотрудникам        
  Отношение к матери        
  Чувство вины        


Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.
Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.
МЕТОД "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Бланк тестируемого_______________
Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".
1. Думаю, что мой отец редко____________________________________________________
2. Если все против меня, то______________________________________________________
3. Я всегда хотел_______________________________________________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост___________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Будущее кажется мне_________________________________________________________
6. Мое начальство______________________________________________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь_____________________________________________________
8. Думаю, что настоящий друг___________________________________________________
9. Когда я был ребенком_________________________________________________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной______________________________________
_____________________________________________________________________________
12. По сравнению с большинством других моя семья________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Лучше всего мне работается с_________________________________________________
14. Моя мать и я_______________________________________________________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть__________________________________________________
16. Если бы мой отец только захотел______________________________________________
_____________________________________________________________________________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы______________________________________
_____________________________________________________________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы______________________________________
_____________________________________________________________________________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством_______________________________
_____________________________________________________________________________
20. Надеюсь на________________________________________________________________
21. В школе мои учителя________________________________________________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_____________________________
_____________________________________________________________________________
23. Не люблю людей, которые___________________________________________________
24. Когда-то___________________________________________________________________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)___________________________________
_____________________________________________________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне______________________________________________
27. Моя семья обращается со мной как с___________________________________________
_____________________________________________________________________________
28. Люди, с которыми я работаю_________________________________________________
29. Моя мать__________________________________________________________________
30. Моей самой большой ошибкой было___________________________________________
_____________________________________________________________________________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец__________________________________________________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том___________________________________
_____________________________________________________________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни является____________________________________
_____________________________________________________________________________
34. Мои подчиненные___________________________________________________________
35. Наступит тот день, когда_____________________________________________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник_____________________________________
_____________________________________________________________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться____________________________________________
_____________________________________________________________________________
38. Больше всех люблю тех людей, которые________________________________________
_____________________________________________________________________________
39. Если бы я снова стал молодым________________________________________________
_____________________________________________________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)____________________________________
_____________________________________________________________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь_________________________________
_____________________________________________________________________________
42. Большинство известных мне семей____________________________________________
_____________________________________________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые___________________________________________
_____________________________________________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей____________________________________________
_____________________________________________________________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если_________________________________
_____________________________________________________________________________
46. Думаю, что мой отец________________________________________________________
47. Когда мне начинает не везти, я________________________________________________
48. Больше всего я хотел бы в жизни______________________________________________
_____________________________________________________________________________
49. Когда я даю другим поручение_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
50. Когда буду старым__________________________________________________________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю______________________________
_____________________________________________________________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня__________________________________________
_____________________________________________________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья___________________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является____________________________
_____________________________________________________________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)______________________________
_____________________________________________________________________________
56. Моя половая жизнь__________________________________________________________
57. Когда я был ребенком, моя семья______________________________________________
_____________________________________________________________________________
58. Люди, которые работают со мной______________________________________________ _____________________________________________________________________________
59. Я люблю свою мать, но______________________________________________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это________________________________
_____________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: