Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 61

в состоянии ли подросток выполнять его. Данное упражне ние можно рекомендовать для систематических занятш только после выработки стойкой, направленной воздушно! струи. Дуют мягко и плавно в одно отверстие гармошки плотно прижав губы к инструменту. Выполняя упражнение обучающийся сидит на стуле, опустив подбородок. Ступш согнутых ног параллельно стоят на полу. Налаживая дуты в губную гармошку, следует помнить, что оно требует зна чительных физических усилий. Но нельзя излишне напря гаться, излишне глубоко и часто дышать, поднимать плечи Лучше допустить беззвучное дутье, нежели неправильное Повторяют упражнение часто — 8—10 раз в день, но дую1 в один прием понемногу — всего 3—4 раза подряд. При зат руднениях, которые могут возникнуть из-за утечки воздух, в нос, выполняют упражнение с зажатыми крыльями носа Но такой вариант менее желателен.

В упражнении «мычание» обращает на себя внимание то факт, что тактильный контроль за правильной подачей гс лоса «в маску» для подростков и взрослых с ринолалией пс чти обязателен. Поэтому, обучая «мычанию», рекомендую прикасаться пальцами к переносице или класть ладонь н темя, чтобы ощутить вибрацию костей носа или черепа.

После овладения произнесением пар слогов с фонемой з вводят аналогичные упражнения с фонемой л и тренирую попарное произнесение слогов с фонемами мл или в — л чтобы закрепить дифференцированное ощущение фонаци «в маску» при произнесении носовых и ротовых фонем.

У людей с нормальным строением верхней челюсти поел проведения фонопедии голос спонтанно улучшается и в бь товой речи. Лица с врожденными расщелинами нёба нуждг ются в специальных упражнениях.

Упражнения по закреплению навыка правильного гс лосоведения с подростками и взрослыми проводятся по те же принципам, что и с детьми на материале скороговоро! спряжений, стихов. Но количество их должно быть н< сколько больше. Для закрепления кинестезии приходи': ся дольше останавливаться на произнесении слов, слов< сочетаний и предложений на звуки м, н, л, с которы начинается предложенный в данном пособии дидактиче! кий материал.


62 И. И. Ермакова

Фонема /, произносимая в сочетании с гласными звука­ми, не только активизирует двигательную функцию горта­ни, но и значительно облегчает правильное голосоведение. Поэтому целесообразно спряжение предложений с этим зву­ком, таких, например:

Я ел(а) ягоды. я ехал(а) в Майкоп.

Я объелась ягод. я явилась на приеМ-

Я мою каюту. я объехал(а) яму.

Я еду на юг. я купаюсь в водоеме.

После появления и стабилизации признаков улучшения двигательной функции гортани — увеличения силы голоса, уменьшения охриплости, расширения диапазона (что обя­зательно отражается на стробоскопической картине в сторо­ну ее улучшения) — приступают к работе над устранением остаточного носового оттенка голоса — вокальным упраж­нениям III и IV этапов. Но постоянно, до завершения кор-рекционно-педагогической работы, контролируют манеру голосоведения, пока новый приобретенный навык не станет бессознательно привычным.

При значительной нёбно-глоточной недостаточности при­ходится переводить фонацию в грудной регистр и отрабаты­вать ее в упражнениях на мягкой атаке голоса и придыха­нием. Этот способ издавна применяется в логопедии для уменьшения носового оттенка речи.

Особенности постановки звуков при ринолалии

Патологическое звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические признаки. Первые заключаются в искажении звучания фонем, а вторые — в за­мене одной фонемы другой. Практически все звуки при ри­нолалии назализованы, многие из них звучат лишь прибли­женно, и одновременно они взаимозаменяются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим при­знакам. Поэтому работа по исправлению звукопроизноше-ния занимает длительный период времени. Органические дефекты и многолетний опыт патологической артикуляции фонем еще больше затрудняют коррекцию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: