Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 63

Коррекция каждого звука предусматривает: 1) умение вы­делять его среди других; 2) соотносить с определенной арти-кулемой; 3) правильно воспроизводить артикулему; 4) при­менять это умение в потоке связной речи.

Как упоминалось выше, воспитание слуховых дифферен-цировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребенок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает, что не про­тиворечит приему начального обучения артикулеме без на­зывания согласного звука.

Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зри­тельный, тактильный и кинестетический анализаторы. Так­тильное и зрительное наблюдения не могут постоянно сопро­вождать бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кро­ме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после прого-варивания. Поэтому соотнесение фонемы с определенной артикулемой является очень важным моментом в работе над звуком.

Воспроизведение звука предусматривает образование пре­грады в нужной зоне, подачу на нее направленной воздуш­ной струи, обеспечение достаточного внутриротового давле­ния и при необходимости включение фонации.

Величина воздушного давления в полости рта не зависит от произвольного усилия. Она достигается только благода­ря компенсированному нёбно-глоточному смыканию. При недостаточности последнего давление во рту падает из-за утечки воздуха в нос. Любая попытка возместить утечку уси­ленным выдохом или сужением глотки и носовых ходов уве­личивает скорость воздушного потока, усиливает носовой оттенок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая зависимость объема утечки воздуха от размера нёбно-глоточ­ной недостаточности. Тем не менее успех коррекционно-вос-питательной работы в значительной мере определяют инди­видуальные компенсаторные способности детей.

При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фиксируют внимание ребенка на объеме утекающей воздуш­ной струи, а стараются сделать ее максимально бесшумной.


64 И. И. Ермакова

Этому помогает плавное выполнение всех упражнений без резких утрированных движений и скандирования.

Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подражанию, что позволяет выявить наиболее доступные звуки.

Вызывая звуки, нужно стараться максимально использо­вать уже доступные ребенку движения и фонемы, а не со­здавать абсолютно новые модели. Такой подход уменьшает напряжение, облегчает введение звука в слоги и выражает принципы опоры на уже сформированные умения и переход от простого к сложному для каждого обучающегося.

Приемы вызывания согласных описаны в специальной педагогической литературе довольно подробно. Однако при врожденных расщелинах нёба и губы они не всегда подхо­дят из-за органических изменений артикуляционного аппа­рата, снижений кинестезии и слуховых дифференцировок. Особенность всех корригирующих приемов при ринолалии заключается в том, что они должны быть достаточно ощути­мы, не вызывая попутно напряжения артикуляторов, что усиливает утечку воздуха в нос и удлиняет и без того увели­ченное время смычки.

Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных дан­ному ребенку. Выбор метода и упражнений устанавливает­ся строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной ар­тикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее под­вижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, наруше­ния зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, постоянное ношение массивного ортодонтического аппара­та осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают нёб­ный свод и ограничивают открывание рта. Поэтому, стре­мясь к акустической полноценности фонем, можно допус­кать отклонения в артикуляции.

Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на про­межуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, од-ноударной и пр., т. е. пользоваться звуками-аналогами. Сле­дует отметить, что подготовительные упражнения для



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: