Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 55

Выбор фонемы м как исходной при постановке голоса в фонопедической практике определяется ее физиологичес­кой основой, удобной для правильной фонации. Она отлича­ется незначительной напряженностью, большим импедансом, выраженным резонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизирует работу голосового аппарата. При произнесении м с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют.

После того как ребенок научится произносить без напря­жения фонему м на наиболее удобном и естественном для него тоне голоса, приступают к слитному произнесению от­крытых слогов со звуком м при опоре на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы. Упражняются 6—8 раз в день непосредствен­но после трехкратного короткого произнесения м.

Повторяя слоги, выделяют согласный звук, произнося его протяжно. Гласный же звучит коротко. Предварительно объясняют и показывают, что нет необходимости артикули­ровать фонему а. Достаточно прикрыть губы. Слоги с други­ми гласными произносят по подобию. Гласные при этом мо­гут звучать редуцированно.

Учитывая, что длительная задержка на носовых звуках для страдающих ринофонией нежелательна, переключают­ся на аналогичные упражнения со звуком л, как только бу­дет освоен удобный и естественный тон фонации. Также яв­ляясь сонором, фонема л наиболее сходна по фонации с м из всех ротовых согласных.

Затем переходят к попарному произнесению слогов. Уп­ражнение повторяют несколько раз в день.

Подобные упражнения выполняют со всеми сонорами и звонкими фрикативными согласными звуками, вводя их в следующей последовательности: м, н, й, л, р, в, з, ж. Если хорошо отработано правильное выполнение упражнения с м, то тренировки с другими согласными звуками обычно не вызывают затруднений, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо только уточнить еще раз представ­ление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочетаниях с носовыми и ротовыми фонемами, не повторяя многократно одни и те же сочетания.


56 И. И. Ермакова

После закрепления кинестезии переходят к повторению равноударных слогов и слогов с перемещением ударения, используя сочетания этих же согласных со всеми гласными. Например: тамотэмумы мамамамамамама.

Громкое, плавное произнесение слогового ряда показыва­ет владение ребенком своим голосом, достаточное для пере­хода к речевым упражнениям. Начинаются они с произнесе­ния сочетаний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные м, н, л, р, в, з, ж. Например:

Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма.

Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон ель.

Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое растет от занятия к занятию. Приво­дим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения:

Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. я съел(а) сметану.

Я мел(а) пол. Я вел(а) Вилю. я жалею Женю.

Я ел(а) малину. Я вылил(а) воду. я живу на восьмом этаже.

Распространение фразы проводится постепенно. Напри­мер:

Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) лев­кои водой. Я поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки.

При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка. Далее остается приучить выполнять все логопедические речевые упражне­ния на правильном голосоведении и ввести этот навык в спон­танную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на со-норы.

Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фра­зы, из которых они построены, должны быть короткими, включать только правильно произнесенные фонемы, в них должно быть достаточное количество соноров и звонких фри­кативных согласных. Скороговорки и стихи ребенок внача­ле повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произно­сит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры. Примерами пригодных для тренировок скороговорок могут служить сле­дующие:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: