кого и зрительного контроля при расщелинах альвеолярного отростка, затруднении открывания рта, ношении массивных ортодонтических аппаратов, снижении слуховых дифферен-цировок и выраженной нёбно-глоточной недостаточности. Возможна постановка и верхней артикуляции.
Перевод на зазубную артикуляцию свистящих возможен только при полном отсутствии глоточного призвука.
Трудности исправления шипящих связаны с их сложным артикуляционным укладом. Сближенные зубы препятствуют зрительному контролю. Все элементы артикуляции шипящих приходится изучать отдельно (положение губ, языка, подача воздушной струи на язык).
При постановке звука ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика». Обучающимся также трудно направлять вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковша» в полость рта. Вместо направленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом.
Поэтому при доступной верхней артикуляции предлагают одновременно дуть на нижние зубы, «подуть» зубами или «посвистеть» сквозь зубы. Причем подготовку к дутью начинают задолго до упражнений в поднимании языка.
|
|
При наличии проторного звука р наиболее проста постановка звука ш от его шепотного произнесения при сближенных зубах и округленных губах.
Если ребенку легко удается по подражанию нижняя артикуляция звука ш, ее закрепляют и вводят в речь.
Показаниями к постановке нижних шипящих можно считать дефекты переднего отдела твердого нёба, массивную подъязычную уздечку, отсутствие слуховых дифферен-цировок.
Для исправления звука ш достаточно произнести с, округлив губы и оттягивая назад кончик языка. Используя этот прием, можно не вызывать изолированный звук, а попытаться сразу произнести прямые слоги: ся, се, сё, сю, си. Если кончик языка отодвинулся, то слышатся соответственно: ща, ще, що, щу, щи. Если ребенок уже владеет четким правильным ш, то можно вызвать ш и от этого звука. Протяжно произнести ш —^ ш, опуская широкий кончик языка вниз. Спинка языка и его корень остаются неподвижными.
74 И. И. Ермакова
Значительно облегчает закрепление звонких согласных пение. Петь можно слоги на любые известные обучающимся музыкальные упражнения и фразы. Но начинать мелодию нужно с гласного звука, например: a — за — за — за.
Ермакова И. И, Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984. — С. 42—60.
Т. Н. Воронцова
Принципы, методы и система
исследования лиц, страдающих
ринолалией на почве врожденных
расщелин губы и нёба
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Как известно, нарушения речи могут касаться различных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики; могут быть нарушены системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразова-ние, артикуляционный аппарат и т. д. Это значит, что обследование ребенка должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой — индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения. Принципиально важное значение имеет применение системного подхода при анализе различных проявлений речевых нарушений. Применение системного подхода предполагает выяснение не только того, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова его взаимосвязь с другими компонентами речи, что является причиной нарушения, а что — следствием.
|
|
Надо отметить, что использование при обследовании какого-либо одного метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь использование и сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине.
Исследование детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба, базируется на следующих принципах.
76_______________________________________ Т. Н. Воронцова
Принцип КОМПЛЕКСНОСТИ обследования предполагает, что каждый ребенок с нёбной патологией должен быть обследован разными специалистами: врачами, педагогами, психологами. Исходя из природы нарушения, можно считать, что у детей с нёбными расщелинами имеется нарушение не только структуры, но и функции аппарата речи. Это нарушение выражается в наличии расщелины губы, нёба, укорочении нёба, наличии подслизистого дефекта нёба, в нарушении зубного ряда, прикуса, в некоторых случаях — в укорочении подъязычной связки, в заторможенности нёбных и глоточных рефлексов и т. д. Для выявления этих отклонений и осуществления дальнейшего лечения, а также для решения вопроса о сроках логопедического воздействия и его характере ребенок должен быть обследован хирургом-стоматологом и ортодонтом.
Врожденные нёбные расщелины нередко приводят к снижению слуховой функции и, соответственно, к затруднениям слухового восприятия речи, что необходимо знать для правильной организации логотерапии. Кроме того, при нёбной патологии часто наблюдается искривление носовой перегородки, сужение носовых ходов. Следовательно, ребенок с расщеплением нёба должен быть обследован врачом по болезням уха, горла и носа, т. е. оториноларингологом.
Врожденные расщелины губы, нёба, лица и косметические дефекты после уранопластических операций часто оказывают отрицательное влияние на формирование психики ребенка, на всю личность в целом. Отсюда становится ясным, что в комплексном обследовании ребенка должен участвовать врач-психоневролог.
Дети с данной патологией нередко растут слабыми, болезненными, и для их лечения и решения вопроса о возможности логотерапии необходима консультация с врачом-педиатром.
Речь детей с врожденными расщелинами, как правило, нарушена, и поэтому в исследовании ребенка с данной патологией обязательно принимает участие логопед.
Таким образом, в обследовании детей с нёбной патологией принимают участие специалисты разных профилей. Такое комплексное обследование позволяет в дальнейшем реализовать эффективное лечение и нормализацию речевой
|
|