Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 69

кого и зрительного контроля при расщелинах альвеолярного отростка, затруднении открывания рта, ношении массивных ортодонтических аппаратов, снижении слуховых дифферен-цировок и выраженной нёбно-глоточной недостаточности. Возможна постановка и верхней артикуляции.

Перевод на зазубную артикуляцию свистящих возможен только при полном отсутствии глоточного призвука.

Трудности исправления шипящих связаны с их сложным артикуляционным укладом. Сближенные зубы препятству­ют зрительному контролю. Все элементы артикуляции ши­пящих приходится изучать отдельно (положение губ, язы­ка, подача воздушной струи на язык).

При постановке звука ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика». Обучающимся также трудно направлять вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковша» в полость рта. Вместо направленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом.

Поэтому при доступной верхней артикуляции предлага­ют одновременно дуть на нижние зубы, «подуть» зубами или «посвистеть» сквозь зубы. Причем подготовку к дутью на­чинают задолго до упражнений в поднимании языка.

При наличии проторного звука р наиболее проста поста­новка звука ш от его шепотного произнесения при сближен­ных зубах и округленных губах.

Если ребенку легко удается по подражанию нижняя ар­тикуляция звука ш, ее закрепляют и вводят в речь.

Показаниями к постановке нижних шипящих можно считать дефекты переднего отдела твердого нёба, массив­ную подъязычную уздечку, отсутствие слуховых дифферен-цировок.

Для исправления звука ш достаточно произнести с, округ­лив губы и оттягивая назад кончик языка. Используя этот прием, можно не вызывать изолированный звук, а попытать­ся сразу произнести прямые слоги: ся, се, сё, сю, си. Если кон­чик языка отодвинулся, то слышатся соответственно: ща, ще, що, щу, щи. Если ребенок уже владеет четким правильным ш, то можно вызвать ш и от этого звука. Протяжно произне­сти ш —^ ш, опуская широкий кончик языка вниз. Спинка языка и его корень остаются неподвижными.








74 И. И. Ермакова

Значительно облегчает закрепление звонких согласных пение. Петь можно слоги на любые известные обучающимся музыкальные упражнения и фразы. Но начинать мелодию нужно с гласного звука, например: aзазаза.

Ермакова И. И, Коррекция речи при ринолалии у де­тей и подростков. — М., 1984. — С. 42—60.


Т. Н. Воронцова

Принципы, методы и система

исследования лиц, страдающих

ринолалией на почве врожденных

расщелин губы и нёба

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздей­ствовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональ­ные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Как известно, нарушения речи могут касаться различных ее сторон: фонетики, лексики, грам­матики; могут быть нарушены системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразова-ние, артикуляционный аппарат и т. д. Это значит, что об­следование ребенка должно быть, с одной стороны, разно­сторонним, а с другой — индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения. Принципиально важное значение имеет применение системного подхода при анализе различ­ных проявлений речевых нарушений. Применение систем­ного подхода предполагает выяснение не только того, ка­кой компонент речевой деятельности нарушен, но и того, какова его взаимосвязь с другими компонентами речи, что является причиной нарушения, а что — следствием.

Надо отметить, что использование при обследовании ка­кого-либо одного метода или приема еще не дает возможнос­ти судить о характере нарушения. Лишь использование и сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, по­зволяет судить о дефекте и его глубине.

Исследование детей, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба, базируется на следую­щих принципах.


76_______________________________________ Т. Н. Воронцова

Принцип КОМПЛЕКСНОСТИ обследования предполага­ет, что каждый ребенок с нёбной патологией должен быть обследован разными специалистами: врачами, педагогами, психологами. Исходя из природы нарушения, можно счи­тать, что у детей с нёбными расщелинами имеется наруше­ние не только структуры, но и функции аппарата речи. Это нарушение выражается в наличии расщелины губы, нёба, укорочении нёба, наличии подслизистого дефекта нёба, в нарушении зубного ряда, прикуса, в некоторых случаях — в укорочении подъязычной связки, в заторможенности нёбных и глоточных рефлексов и т. д. Для выявления этих отклонений и осуществления дальнейшего лечения, а так­же для решения вопроса о сроках логопедического воздей­ствия и его характере ребенок должен быть обследован хи­рургом-стоматологом и ортодонтом.

Врожденные нёбные расщелины нередко приводят к сни­жению слуховой функции и, соответственно, к затруднени­ям слухового восприятия речи, что необходимо знать для правильной организации логотерапии. Кроме того, при нёб­ной патологии часто наблюдается искривление носовой пе­регородки, сужение носовых ходов. Следовательно, ребенок с расщеплением нёба должен быть обследован врачом по бо­лезням уха, горла и носа, т. е. оториноларингологом.

Врожденные расщелины губы, нёба, лица и косметичес­кие дефекты после уранопластических операций часто ока­зывают отрицательное влияние на формирование психики ребенка, на всю личность в целом. Отсюда становится ясным, что в комплексном обследовании ребенка должен участво­вать врач-психоневролог.

Дети с данной патологией нередко растут слабыми, болез­ненными, и для их лечения и решения вопроса о возможно­сти логотерапии необходима консультация с врачом-педи­атром.

Речь детей с врожденными расщелинами, как правило, нарушена, и поэтому в исследовании ребенка с данной пато­логией обязательно принимает участие логопед.

Таким образом, в обследовании детей с нёбной патологи­ей принимают участие специалисты разных профилей. Та­кое комплексное обследование позволяет в дальнейшем реа­лизовать эффективное лечение и нормализацию речевой



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: