С помощью данной методики проверяется способность ребенка производить умственные арифметические действия с числами и дробями разного типа: простыми и десятичными, а также со сложными, дробно-целыми числами. Если ребенка научили считать еще до поступления в школу, то данную методику можно применять, начиная с дошкольного возраста. В норме же она служит для оценки соответствующей способности у детей, уже обучающихся в школе.
Примеры на счет (табл. 6) предлагаются ребенку на слух в порядке их усложнения. Он должен как можно быстрее сосчитать в уме и дать устный ответ.
В таблице справа и слева приведены баллы, которыми оценивается правильное решение того или иного арифметического примера. Все примеры в таблице разделены на группы. Если из данной группы, включающей три примера, ребенок решил не менее двух примеров, то ему приписывается определенный балл. Группы примеров, оцениваемых соответствующим количеством баллов, отделены в таблице друг от друга отрезками горизонтальных линий. Между ними находятся те оценки, которые получает ребенок за правильное решение данных примеров.
|
|
Общее время, отводимое на выполнение всего задания (решение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.
Примеры для устного счёта к методике * Умение считать в уме»
а баллах | Примеры (с порядковыми номерами и решениями) | Оценка в баллах | ||
0,8 | 0,1 | 1.5 + 2-7 25.0,83 + 0,12-0,95 2. 4 +5 - 9 26.0,47 + 0,35 = 0,82 3. 6 - 2 - 4 27.0,22 - 0,13 = 0,09 | 0,7 | 3,2 |
0,2 | 4.9 - 6 - 3 28.0,87 - 0,43 = 0,44 5.3(2-6 29.0,22(0,1 -0,022 6. 2 (4 = 8 30.0,15 (0,2-0,03 | 0,8 | ||
0,2 | 7.9:3-3 31.0,21:0,1 = 2,1 8. 6:2 - 3 32.0,48:0,24 - 2,0 9.10 + 6= 16 33.1/4 + 1/4 = 1/2 | 0,8 | ||
0,3 | 10.12 + 4=16 34.1/4 + 2/4 = 3/4 11.16-4- 12 35.3/5+1/8 = 29/40 12.19-7- 12 36.9/16-5/16= 1/4 | 0,9 | ||
1,6 | 0,3 | 13.4(3- 12 37.1/3(1/3- 1/9 14. 6 (3= 18 38. 2/8 (3/8 - 3/32 15.18:3 - 6 39.4/5:2/5 - 2,0 | 0,9 | 2,0 2,4 |
0,4 | 16.15:5 = 3 40.5/16:3/16 = 5/3 17.25 + 32 = 57 41.1/2 + 2/4= 1,0 18.41 +23-64 42.8/32 + 3/4= 1,0 | 1,1 | ||
0,4 | 19.43 - 17 - 26 43.9/10 - 2/5 = 1/2 20.67-21 =46 44. 9/16-3/4 = -3/16 21.16(5-80 45.2/6(1/2- 1/6 | 1,1 | ||
0,5 | 22. 22 (4 = 88 46.3/16 (3/4 = 9/64 23.48:12 - 4 47.4/12:2/3 = 1/2 24.84:14 = 6 48.8/32:4/16=1 | 1,3 |
Правильные решения, данные в самих примерах, должны быть известны только экспериментатору и служат для него средством контроля решения, предложенного ребенком.
Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решенные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, который затем переводится в баллы по стандартизированной 10- балльной шкале.
Выводы об уровне развития
7,7 балла и выше — очень высокий.
от 5,7 до 7,6 балла — высокий,
от 2,5 до 5,6 балла — средний,
от 0,9 до 2, 4 балла — низкий,
меньше 0,8 балла — очень низкий.
Интерпретация полученных результатов производится следующим образом (приводимый пример касается учащихся 1у классов средней школы; способы оценки умения считать в уме у детей других возрастов еще предстоит уточнить с учетом про- граммы по математике, по которой они обучаются в школе).
|
|
Сумма баллов, находящаяся в пределах от 7,7 до 10,0, считается очень хорошим результатом и свидетельствует о наличии у ребенка способностей к математике.
Сумма баллов в пределах от 5,7 до 7,6 рассматривается как хороший результат и говорит о средних способностях данного ребенка.
Сумма баллов, оказавшаяся в интервале от 2,5 до 5,6 балла, свидетельствует о наличии у данного ребенка слабых способностей к математике.
Сумма баллов, расположенная в пределах интервала от 0,9 до 2,4, является признаком том, что способности к усвоению математики у данного ребенка полностью отсутствуют.
Результат, меньший 0,8 баллов, является признаком серьезного отставания развития математического мышления у ребенка.
«ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»
Методика предназначена для оценки вербально-логического мышления: способность ребенка к обобщению и выделению существенных признаков. Приводится по книге Е.И. Рогова(1995,с74).
Материал. Бланк методики «Исключение слов», содержащий 15 заданий, каждое из пых содержит по 4 слова; секундомер и протокол (табл. 16) для регистрации ответов.
Таблица 16
Номер задания | Время выполнения задания, с | Результат |