Представляя краткие комментарии на полях страниц, Черный привлекал внимание своих читателей и выражал свое отношение к определенным идеям, представленным в предыдущей главе. Согласованность этих комментариев с доктриной о Троице была поставлена под сомнение Клибановым.
Эллинский летописец и возможные отклонения от христианства
Есть три истории, отмеченные Черным, которые потенциально (согласно Клибанову) можно рассматривать как отклоняющиеся от христианства[650].
История об Иакове, брате Иисуса
Как уже было упомянуто, заметку «зри» на странице 233, в Истории об Иакове, брате Иисуса, можно потенциально воспринимать как непрямое свидетельство антитринитаризма Черного. Однако вряд ли здесь Иван Черный говорит о природе Христа. Эта история читается следующим образом: «Вскоре после Его страданий, Иерусалим был пленен. По этому поводу Иосиф Флавий говорит: «Все это произошло с иудеями как возмездие за праведного Иакова, брата Иисуса, называемого Христом»[651]. Клибанов справедливо поместил этот рассказ в группу повествований, описывающих преследования истинных верующих, их мужество и постоянство[652].
|
|
Черный отмечает истории о царе Ироде, иродианах и некоторых других врагах народа Божьего. В контексте происходившего на тот момент преследования его ремарки были предназначены для того, чтобы вдохновить верующих быть верными. Также очевидно, что повествования о преследовании народа Божьего имели и другую цель: в этих повествованиях подчеркивалось, что после преследования верного народа Божьего всегда следовало национальное бедствие.
Суть его пометок ясна: мир, единство и благосостояние государства зависят от наличия правильной религии и уважительного отношения к проповедующим Евангелие. Не следует забывать, что Черный адресовал свою книгу в первую очередь великому князю. Аргумент в пользу того, что Черный якобы отмечал эти истории, чтобы засвидетельствовать о своих христологических взглядах, весьма сомнителен.