Организация и этапы эволюции Строгановского училища

Вообще же в России уже к середине XIX в. стала остро ощущаться необходимость в художественно профессиональных кадрах, работающих для индустрии. Для их подготовки были открыты специализированные учебные заведения в Москве (графа Строганова) и Петербурге (барона Штиг­лица). Само их наименование - «училища технического рисования» - говорит о появлении художника нового типа. С 1860 г. получает развитие специальное ремесленное образование мастеров-исполнителей, в частности «модельщиков». Выпускается много книг по вопросам технологии обработки различных материалов: древесины, бронзы, железа, золота и др. Выходят торговые каталоги, заменившие ранее издававшийся журнал «Экономический магазин». С середины XIX в. формируются науки, связанные с вопросами гигиены труда и пользования предметами быта.

Знаменитое Строгановское училище было открыто в 1825 г. в Москве по инициативе и на средства графа С. Г. Строганова и первоначально носило название «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам».

Пятилетний курс обучения включал в себя занятия по архитектурному черчению, практической геометрии, рисованию фигур и животных, рисованию цветов и украшений. Рисование с натуры не практиковалось. Занимались перерисовкой, в основном с известных рисунков и гравюр. Для этих целей из Франции, например, школа ежегодно выписывала образцы рисунков для ситцев. Была значительная коллекция геометрических и архитектурных моделей и деталей машин. Таким образом, обучение рисованию носило здесь практическо-прикладной характер. Выпускники школы работали на ситценабивных и фарфоровых фабриках, занимались литографией.

Промышленная революция вызвала потребность в кадрах дизайнеров и, как следствие, — в художественно-промышленном образовании. Уже в 1787 г. в программах, предложенных Советом Академии художеств ученикам 5-го курса, встречались, например, такие задания по классу часового мастерства: «заделать нутрь стенных часов с боем, репетициею и числами». По механическому классу предлагалось другое, чисто дизайнерское, задание: «заделать карманные универсальные часы с удобностию, чтоб каждый без всякого затруднения мог их ставить и употреблять с верностию». Однако вскоре «низшие» искусства, связанные с механикой, приборами и т.п., были изгнаны из Академии.

Парижская школа рисования, существовавшая с XVIII в., послужила прототипом для рисовальной школы в Москве, созданной графом Сергеем Григорьевичем Строгановым.

После поездки в Париж в 1822 г. Строганов обращается к министру духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицыну с просьбой ознакомить императора Александра I со своим предложением о создании школы. «Сие заведение имеет целью ремесленников, подмастерьев, мальчиков и детей бедных родителей (свободного и крепостного состояния) без всякой со стороны их платы, обучить начальным правилам практической Геометрии, Архитектуры и разным родам рисования, относящимся к механическим искусствам, и через то доста­ить им средства самим собой, не прибегая к посторонней помощи, производить главные их ремесла с большей удобностию и совершенством».

Этап

Новое учебное заведение, открывшееся в Москве 31 октября 1825 г. в здании на Мясницкой улице (д. 45), получило название «Школа ри­сования в отношении к искусствам и ремеслам». Почти 20 лет Строга­нов полностью финансировал школу. В 1843 г. она получила статус го­сударственного учебного заведения.

В школу принимали детей с 10-летнего возраста, срок обучения составлял шесть лет. Существовали три класса — черчение, рисование фигур и животных, рисование цветов и украшений. Позже к ним до­бавился класс чистописания и технического рисования. Занятия про­ходили два раза в неделю.

Со второй половины 1830-х гг. профиль школы начал меняться. Постепенно она превращалась в заведение для подготовки учителей рисования и чистописания. Процесс же подготовки кадров для промышленности, о чем мечтал граф Строганов, явно и стремительно шел на убыль.

В 1843 г. Строгановская рисовальная школа была принята на содержание казны под названием Второй рисовальной школы. Подготовка художников для промышленности сосредоточилась в Первой рисовальной школе (бывшее Мещанское отделение рисования).

Только в 1860 г. обе школы были слиты в единое Строгановское училище технического рисования.

Этап

В 1860 г., после слияния 1-й Рисовальной школы (Мещанское отделение, открытое в 1833 г.) и 2-й (собственно Школы рисования Строганова) и учреждения Строгановского училища технического рисования, начинается второй этап. На подготовительном отделении преподавали линейное рисование, черчение, перспективу, академическое рисование, пейзаж, вводилось рисование цветов, плодов и натуры. Специальное отделение делилось на два разряда: рисовальный (для набивного и ткацкого дела) и орнаментальный (сочинение и выполнение орнаментов для остальных отраслей прикладного искусства). Последние три года пятилетнего курса обучения посвящались специализации в каком-либо виде мастерства: по набивному и ткацкому делу, мебельному, керамическому, ювелирному и др. Для ознакомления с различными стилями в специальных классах был введен курс под названием «Краткие понятия и начала художества с очерком истории искусства».

В1860—1870-х гг., во времена ректорства В.И. Бутовского, начинаются систематические поездки учащихся для зарисовок с натуры и обмеров памятников архитектуры, прикладного и монументального искусства Древней Руси. Копируются орнаменты древних рукописей, скульптурный декор владимиро-суздальских храмов XII—XIII вв. Собранный материал — скульптурные и графические копии — лег в основу открытого в 1868 г. при училище Художественно-промышленного музея. Это был один из первых публичных московских музеев. Здесь можно было изучать образцы русского и зарубежного искусства, ознакомиться с различными видами производства: гончарным делом, ткацким, мебельным, резным, эмальерным, стекольным, обойным, декоративным, литейным, чеканным.

В 1873 г. училище получает статус «центрального», а в 1892-м пере­езжает в здание на Рождественке, перестроенное из учебных помещений и клиник 1-го медицинского института, обосновавшегося на Пироговской улице.

В 1901 г. в связи с 75-летием училищу был присвоен статус Императорского. К тому времени сложилась двухуровневая система подготовки художников прикладного искусства. Пять младших классов составляли начальный этап, после их окончания выпускник получал звание «ученый-рисовальщик». Наиболее успевающие по художественным дисциплинам переходили в старшие (6—8-е) классы, после окончания которых получали звание «художник прикладного искусства».

Рисунок стал центральной дисциплиной Строгановского училища.

В 1-й Рисовальной школе рисование начиналось в младшем отделении с линейной коллекции, а заканчивалось тональными изображениями геометрических тел: куба, четырехгранной пирамиды, шестигранной призмы, цилиндра, конуса и шара. Затем приступали к рисованию контуров цветов, опять же начиная с коллекции, выполненной преподавателем. После этого рисовали контуры характерных орнаментов английской коллекции или «итальянского стиля». В 3-м классе рисовали с оригиналов тушевальным карандашом орнаменты, головки и цветы, а также геометрические тела с натуры и занимались геометрическим черчением. Перспектива преподавалась практически при рисовании с моделей. После наброска с натуры вся группа тел вычерчивалась по правилам перспективы с обо­значением теней.

Общая идея этой методики обучения рисованию состояла в постепенном переходе от копирования оригиналов к рисунку с натуры. От линейного рисования — к тональному с использованием разных техник.

В 1890-х гг. на смену «срисовыванию» с гравюр приходит рисование с натуры. Вместе с альбомом каждый учащийся старших классов получал и «Наставление». На лето давалось задание — зарисовать все 40 листов альбома, соблюдая два условия: рисовать с натуры и рисо­вать добросовестно.

Зарисовывать следовало цветы и растения, а также вещи художественные, но непременно оригинальные по форме или украшающему их орнаменту. Цветы и орнаменты должны были пригодиться для составления на их основе собственных творческих композиций

Методика преподавания рисунка в Строгановском училище считалась наиболее продуманной. Живописец Александр Шевченко вспо­минал позже, как он пришел в 1898 г. в 1-й класс:

«Нам выдали всем по папке, величиной больше целого листа бумаги, по нескольку листов тонкой бумаги, лист глянцевой бумаги, по листу карточной (слоновой) бумаги, карандаши, уголь, резинки, снимку (липкая резина), по перочинному ножу. Рассказали в виде вводной лекции о выборе бумаги, для чего нужен тот или иной сорт бумаги. Потом оказалось, что сразу рисовать тушевальным карандашом нельзя, надо сперва сделать легко рисунок, углем, а потом только, когда уже все установлено безусловно верно, обвести контур карандашом, смахнуть все тряпочкой и протереть слегка мягкой резинкой.

Только после этого можно было начинать рисовать или, вернее, тушевать (наносить тени).

Во время подготовки нам рассказали о законах изображения предметов» (с)

В конце 1890-х гг. наряду с длительными постановками вводят краткосрочные рисунки, беглые зарисовки движущихся фигур на пленэре. Рисунок был способом познания композиции, простран­ства, формы в постановках.

Много внимания уделялось изучению орнаментов. В музее Строгановского училища была собрана богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства и графических материалов. При составлении текстильного орнамента ученики использовали музейные экспонаты, орнаменты из древнерусских рукописей. Расчленяя их на мотивы, украшали совершенно различные изделия.

Интерес к национальным традициям был связан с общими тенденциями в культуре России, распространением славянофильства. Собранная Строгановским училищем во время изучения и копирования древностей коллекция (около 1000 экз.) демонстрировалась на промышленных и художественных выставках в Москве и Петербурге. В 1870 г. в технике литографии было осуществлено факсимильное издание собранных копий под названием «История русского орнамента с X по XIV столетие по древним рукописям».

На фотографиях различных экспозиций работ учеников Строгановского училища видно, что выполненные в материале изделия - керамические вазы, посуда, металлические люстры и светильники, мебель, текстильные изделия — формируют целостную обстановку интерьеров. Качество изделий было настолько высоким, что они успешно продавались в открытом при училище магазине.

Выпускной проект можно было делать в любом стиле. В числе изделий, проектируемых в училище, постоянно присутствовала церковная утварь. Младшим курсам предлагались несложные изделия, наподобие образов, крестов, подсвечников и риз. На старших курсах это могли быть лампады и люстры, переплеты Евангелия, иконостасы и маленькие часовни. Стилистика строгановских проектов 1910-х гг. ближе всего к модерну, к его романтической, сказочной неорусской версии. В таком духе выполнены и работы графической мастерской — плакаты, макеты обложек путеводителя Русского общества пароходства и торговли на 1911 г..

Значение:

Строгановское училище повлияло на формирование декоративно-прикладного искусства в России, определило направление псевдорусского стиля и других направлений модерна.

Строгановское училище стало основой сразу нескольких художественно-промышленных и дизайнерских школ в России. В 1920 г. оно вошло в состав ВХУТЕМАСа, где использовался опыт работы мастерских по разным отраслям декоративно-прикладного искусства. Московская школа текстильного дизайна оказалась наследницей и ВХУТЕМАСа и Строгановки. После того как ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН был расформирован, подготовкой дизайнеров фактически не занимались до воссоздания Строгановки в 1945 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: