Неорусский стиль как направление национально-романтического модерна

Поиск русского национального стиля как обращение к национальной истории был аналогичен по своему содержанию процессам, происходившим в предметной культуре, изобразительном искусстве, архитектуре других стран Европы и особенно Англии. Неоготика как стиле­вое направление получает распространение в первой половине XIX в. в Англии, и в США. У. Моррис, возрождая ремесла, находит идеал в средневековом искусстве. Так же и неорусское направление середины—второй половины XIX в.: деятельность Абрамцевских мастерских и возведенный по проекту архитектора К.А. Тона храм Христа Спасителя (элементы этого стиля искали и в постройках Владимиро-Суздальской Руси, и в византийском орнаменте, использованном еще во времена Ивана Федорова в оформлении первопечатных книг) есть не что иное, как возрождение «наследия собственного средневекового искусства».

«Понятием русский стиль обозначается, таким образом, направле­ние или творчество мастеров, основанное на использовании традиций русского национального искусства».

В конце 1840-х гг. не только официальные лица, но и частные учреждения занимались документированием памятников русского зодчества и прикладного искусства. Обмеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из металла, камня, глины, стекла, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Все это давало уникальный материал для близкого и непосредственного знакомства с русским стилем.

Художественно-археологическая деятельность Федора Григорьевича Солнцева, выпускника Академии художеств, началась в 1820-е гг. и закончилась изданием шеститомного труда «Древности Российского государства». Солнцев был первым, кто обмерял и зарисовывал древние храмы, костюмы разных местностей, оружие, церковную и дворцовую утварь, скарб, конскую сбрую и множество других предметов быта. Чтобы представить собранные предметы наиболее наглядно, он зарисовывал их в виде ортогональных проекций — так, как это принято у архитекторов: показывать фасады и планы, боковые виды. Солнцев как бы восстанавливал вещь в ее первозданном проектном виде, хотя мастер, реально создававший эти вещи, ничего подобного не делал.

В 1860-е гг., после отмены крепостного права, в земствах и помещичьих усадьбах крестьянам начинают подыскивать новые занятия. Русский вариант «Движения искусств и ремесел», связанный с традиционными народными промыслами, был продиктован желанием занять освободившихся крестьян культурной деятельностью и возродить национальное самосознание. Так возникли Абрамцевские мастерские, прославившиеся прежде всего своей резьбой по дереву и майоликой.

В 1898 г. начинает выходить журнал «Мир искусства». Его главным редактором до 1904 г. был Сергей Павлович Дягилев, затем — Александр Николаевич Бенуа. В первом же номере рассказывалось об усадьбе Абрамцево, превратившейся после ее покупки в 1870 г. С.И. Мамонтовым в центр художественной жизни. Здесь гостили и работали В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, И.Е. Репин, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров.

Абрамцевская церковь, возведенная по проекту Васнецова (1881— 1882), была первой в ряду проектов и построек, в которых неорусский стиль воплотился столь ярко.

В столярной мастерской в Абрамцево мастерили шкафчики, полочки, стулья, пользуясь народными орнаментами и технологией резьбы, основанной на выемке трехгранных углублений (трехгранно-выемчатая резьба). Орнамент вырезался наподобие деревянной гра­вюры — верхний слой сохранялся как единая поверхность.

Основная часть столярных изделий выполнялась по проектам Елены Дмитриевны Поленовой. В принадлежащих ей более ста проектах предметов мебели и прикладного искусства смело комбинируются детали и элементы, взятые из разных реальных прототипов или собст­венноручно сочиненных вариаций. Начав с росписи изготовленных крестьянами-кустарями предметов, она переходит к проектированию и компоновке самих предметов. Художественным руководителем этой работы был Васнецов.

Изделия Абрамцевских мастерских — мебель, рамки для фотогра­фий, шкатулки, образцы обивочных тканей — продавались в Москве в магазине «Русские работы», интерьер которого был выполнен по рисункам Врубеля.

Стиль оказался коммерчески выгодным, однако его повсеместное использование привело к потере непосредственности, эмоциональности, что огорчало его создателей.

Мастером сказочной стилизации был Сергей Васильевич Малютин. Выполненные по его эскизам предметы мебели, изразцы, ковры, шкафы, буфеты, рамы для зеркал буквально насыщены сказочными мотивами. Но особенного своеобразия его творческая манера достигла при оформлении детских книг.

Для Нижегородской ярмарки 1896 г. Малютин выполнил несколь­ко панно для павильона «Дальний Север», построенного по проекту Коровина. А в 1907 г. он создал проект доходного дома Перцова в Москве, причем не только здания, но и интерьера. Внутреннее пространство комнат было решено в манере сказочного ларца, наполненного персонажами, цветами, диковинными растениями.

С именем Малютина связано появление на свет «матрешки». Мамонтова привезла из заграничной поездки японскую игрушку — деревянную куклу, внутри которой помещались одна в другой еще две куклы. Токарь сделал образец, а Малютин его расписал в своем ярком «сказочном» стиле. Производство матрешек началось в Сергиевом Посаде в 1890-х гг., а в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже игрушка завоевала золотую медаль.

В русском прикладном искусстве инициаторами стилевого обновления были живописцы и графики, в отличие, например, от Европы, где этим занимались чаще всего архитекторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: