Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве

К элементам следует отнести спрос, предложение, цена, емкость рынка, конъюнктуру и инфраструктуру рынка. Взаимодействие этих элементов обеспечивает удовлетворение конкретных потребностей общества, сбалансирование спроса и предложения, производства и потребления как на микро, так и на макроуровне.

Предложение можно рассматривать как результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. Компонентами предложения являются текущее производство и запасы товаров у продавцов.

Спрос отражает потребности общества и складывается из производственного и личного потребления. Его следует рассматривать как платежеспособную потребность, т.е. потребность в данном товаре (услуге), реализующую в пределах, заданных покупательной способностью цены является ее соответствие величине стоимости товара лишь в среднем, в то время как фактические цены постоянно отклоняются от стоимостной базы.

Емкость товарного рынка - один из основных объектов исследования в маркетинге, поскольку этот показатель демонстрирует возможный объем какого-либо товара. Емкость рынка определяется объемом реализованных на нем в течение года товаров (в физических единицах или стоимостном выражении). Знание емкости рынка важно для определения доли рынка, принадлежащей фирме, поставляющий товар на данный конкретный рынок. Высокая доля рынка позволяет достичь высокого объема производства, что в свою очередь позволяет расширить деловую активность фирмы и увеличить желающую прибыль. Емкость рынка не остается неизменной, она в известной мере зависит от экономической конъюнктуры. Понятие "конъюнктура" (от лат. market) в широком смысле означает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, переходящую ситуацию, обстановку, положение вещей

Экономическая конъюнктура - форма проявления на рынке системы условий и факторов процесса воспроизводства, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен.

Эффективность деятельности рынка зависит от развития инфраструктуры - комплекса отраслей народного хозяйства, обеспечивающих нормальную деятельность экономики. Включает транспорт, связь, торговлю, банки, биржи и т.д.

Роль рынка проявляется в его функциях.

Первая функция - информационно-побудительная. Рынок дает информацию о ценах, дефицитах и затоваривании. В этом отношении рынок выступает как конкретный механизм саморегуляции экономики.

Вторая функция рынка - контрольно-распределительная, или регулирующая. Именно на рынке выявляются конечные результаты процесса производства. С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу данного товара, одновременно изымая из производства товары, не выдержавшие рыночного экзамена.

Третья функция - интеграционная, или объединительная. Именно рынок связывает воедино производителей и потребителей, разнообразит продукцию. Это - центр, объединяющий экономику в единое целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: