Вслед за Киево-Печерским монастырем в основном с первой половины XII века стали возникать новые обители во всех русских городах. В одном Киеве их было 17, в Переяславле и Чернигове было по 4 монастыря, в Галицком княжестве — 3, в Полоцк е, по житию святой Евфросинии значится тоже 3, кроме её Спасского монастыря, а в Смоленске, по житию святого Авраамия Смоленского и по летописи, 5 монастырей.
На Юго-западе Руси возникновение обителей сдерживалось набегами половцев и междоусобицами князей. Благочестивые иноки любили уходить для основания монастырей на Север, где было более покоя и где, кроме того, сама природа со своими лесами и пустынями представляла прекрасные места для монашеского жительства.
В одном Новгороде было до 20 монастырей, а по всем новгородским владениям — более 30. Первое место среди новгородских монастырей занимал основанный Ярославом Юрьев монастырь, настоятель которого носил титул архимандрита. За ним более других пользовались уважением Антониев и Хутынский монастыри. Первый основан в начале XI века преподобным Антонием Римлянином, который, скрываясь от гонения в Риме на православных, приплыл на камне в Новгород и спасался здесь в своём монастыре 40 лет; второй основан в конце XII века преподобным Варлаамом на пустынном месте в 10 верстах от Новгорода.
|
|
ПЕРИОД II
ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ
ДО РАЗДЕЛЕНИЯ РУССКОЙ МИТРОПОЛИИ
(1237 – 1459 годы)
Глава I
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ ПРИ ВЛАДЫЧЕСТВЕ
МОНГОЛОВ НА РУСИ